Форум » Вопросы и проблемы воспитания детей и подростков » Как воспитывать ребенка? » Ответить

Как воспитывать ребенка?

Forum: ПЕРЕПЕЧАТКА Вопрос. Читаю статьи о детях, воспитании, отношениях в семье, где то и дело пишут, что «ребенка ругать нельзя», «…только не ругайте ребенка за это». А за что можно отругать ребенка? Существует ли такая ситуация, когда нужно именно «отругать»? Или, по мнению современной психологии, с ребенком нужно только «беседовать», а не «отчитывать»? Ответ. Если ребенок сделал что-то плохое, для начала стоит обозначить свое отношение к ситуации. Его можно передать эмоцией или сказать: «Я злюсь», «Я недоволен/недовольна». Затем начните разговор и обсудите произошедшее: это важно сделать, чтобы понять причины поступка ребенка. Кроме того, вы сможете объяснить ребенку последствия его действий и убедиться в том, что он осознал ошибку и сделал выводы. Отчитывание не поможет общению, а скорее, наоборот, усложнит ситуацию. Если вы попробуете прочитать ребенку нотацию в режиме монолога, отчитать, он, вероятно, воспримет такую речь как наказание. Конечно, все зависит от того, насколько жестко вы разговариваете, какие подбираете слова и интонации. Особенно детской психике может навредить, если родители во время напряженного разговора затрагивают личность и говорят, например, что плохой именно ребенок, а не его поступок. Это уже перерастает в эмоциональное насилие и имеет явно негативные последствия: у ребенка может ухудшиться самооценка. Ему будет казаться, что он недостоин хорошего, — из-за этого он не сможет ставить цели и идти к ним. Даже если цель появляется, то установка «я плохой, поэтому недостоин» помешает добиться желаемого. [quote]Ребенок, которого постоянно отчитывают или наказывают родители, живет в стрессе[/quote] Его личности труднее формироваться, ему сложно осознавать собственные потребности. Есть мнение, что такой способ «воспитания» выращивает правильного и удобного человека, и я с этим согласна. Дети, которые растут в такой обстановке, становятся «хорошими мальчиками и девочками» — напоказ послушными, зависимыми от чужого одобрения, но и вместе с тем обманывающими взрослых. Наконец, отчитывание, в отличие от разговоров, не приносит результата. Оно забирает у ребенка право на ошибку, в то время как ему важно самому столкнуться с последствиями. Так он осознает вещи, которые взрослым кажутся очевидными. Иначе, когда он станет взрослым, он не будет понимать, какой он и чего хочет на самом деле. Более того, без конструктивного разговора ребенок не сделает выводов и в будущем, вероятно, повторит свой проступок, испытывая стыд и осознавая, что он плохой сам по себе. Как беседовать с ребенком, который плохо себя ведет? + Не использовать манипулятивные фразы вроде: «Еще раз так сделаешь — пожалуюсь в полицию», «Собирай вещи и иди в детский дом», «Ты нам такой не нужен», «Ты нас разочаровал, опозорил семью» или «Мне стыдно за тебя». Не стоит также использовать унизительные слова и мат. Особенно плохо, когда такие эмоциональные речи подкрепляются подзатыльниками — так делать точно нельзя. + Сохранять спокойствие. У родителя, который не контролирует свои эмоции, могут возникнуть проблемы в выстраивании доверительных отношений с ребенком. К тому же дети с большой вероятностью скопируют неверную модель поведения взрослых и будут вести себя в конфликтной ситуации так же агрессивно. Кричащие взрослые не научат детей эмоциональной устойчивости, а только ухудшат отношения. Крик — это всегда агрессия. Если у родителя регулярно не получается сдерживать гнев, рекомендую обратиться к психологу за консультацией. + Извиниться, если вы все-таки сорвались. Важно попросить прощения, чтобы ребенок перестал обижаться и ситуация со временем разрешилась. Когда все успокоятся, попробуйте узнать подробности проступка: может быть, на самом деле ваш ребенок не виноват? Какие обстоятельства на него влияли? + Даже если ребенок действительно ошибся, стоит показать ему, что есть шанс исправиться и в следующий раз поступить иначе. Можно сказать: «Да, такое бывает. Это неправильно. Но ты не становишься от этого плохим человеком». Нужно верить в ребенка и много с ним разговаривать. Источник

Ответов - 3

Sakh: Forum пишет: Да, такое бывает. Это неправильно. Но ты не становишься от этого плохим человеком Безусловно это применимо в 99% обычных житейских проблем (не убрал игрушки вечером, разбросал одежду, получил в школе 3, а может быть и 2 ... и т.д. и т.п.) Но бывают случаи, когда это явно не адекватный ответ взрослого на проступок ребёнка...

Sasha: Интересно, у тех, кто пишет подобные статьи, имеются дети? На своём опыте знают все стадии взросления, когда и что применимо говорить ребенку и как взаимодействовать? Все чаще сталкиваюсь, что лучше всех знают как воспитывать детей те, у кого детей нет, в саду у дочери воспитатели молоденькие девушки, после института, зато "она лучше знает, так как у неё образование" Упрекать в том, что "что ты за мать, если не можешь новое платье купить на фотосессию" может та женщина, у которой нет семьи вовсе. И таких случаев миллион

Иринка: Современные психологи говорят, что детей телесно наказывать нельзя. Я тоже так думала по молодости лет. Другое дело, что я против порки за малейшую провинность или придумывать малосущественные поводы для наказания. Дети у меня тяжело, с высокой температурой, переболели сезонным вирусным заболеванием, и потом нахватали троек, а старшая и двойку получила. Но я их ремнем не наказала, потому, что они реально болели и потом нагнали отставание и оценки исправили. И профилактическая порка не придала бы им ни сил, ни интереса к учебе. А месяц спустя, после выздоровления, младшая позавчера нарвалась. За вранье и лень легла на складную воспитательную скамейку. Двадцать ударов по мокрым трусам. Старшая помогла ей скамью собрать и на трусы полила воды из лейки.




полная версия страницы