Форум » Вопросы и проблемы воспитания детей и подростков » Как помочь пятикласснику с адаптацией в средней школе? » Ответить

Как помочь пятикласснику с адаптацией в средней школе?

Forum: Как помочь пятикласснику с адаптацией в средней школе? Почему-то принято считать, что адаптация к школе нужна только первоклашкам. А вот о ребятах, которые только покинули начальную школу, часто забывают. Хотя им порой поддержка нужна даже больше. Как понять, что адаптация проходит сложно Если ваш пятиклассник с радостью бежит в школу и увлеченно рассказывает о новых предметах и учителях, вам повезло и можно выдохнуть. Но если вы видите, что настрой совсем «не боевой», стоит приглядеться получше. Возможно, вы столкнулись с проблемой адаптации. По каким признакам это можно понять? - Ребенок постоянно выглядит уставшим, у него утомленный, болезненный вид. - Обострились хронические заболевания. Тут важно разобраться в причине — действительно ли это болезнь? Или результат нагрузки, с которой школьник не справляется? - Ребенок совсем ничего не рассказывает о школе и одноклассниках, всячески избегает этих тем. Почему это должно насторожить? Потому что обычно дети в этом возрасте достаточно общительные, молчание — это «красный флаг». - Плохие оценки. Неуспеваемость может возникнуть по разным причинам. Лучше пообщаться с учителями, чтобы выяснить, из-за чего возникают трудности. Это могут быть как пробелы в знаниях, так и проблемы, не связанные с учебой: например, конфликт с одноклассниками и учителями. Не откладывайте на конец года и попробуйте понять, что происходит, уже сейчас. Как помочь адаптироваться Детям в любом возрасте нужна поддержка взрослых. Вот несколько советов, которые помогут в начале учебного года создать подходящую атмосферу для вашего школьника: + Дать время. К любому изменению в жизни нужно привыкнуть. Пятый класс — действительно новый и важный этап: расставание с учительницей, к которой привыкли, знакомство с новыми педагогами и предметами, увеличение учебных часов и домашки. + Быть рядом. Ребенку любого возраста хочется быть услышанным, и, разумеется, пятиклассник не исключение. Первое время будьте рядом с детьми: наблюдайте за изменениями, отслеживайте уровень усталости, побольше общайтесь. + Не ругать. «Ничего страшного, первый класс пережили, и это переживешь» — это обесценивание эмоций ребенка. Ему и правда может быть тяжело, а проблемы, которые вами воспринимаются как ерунда и «ничего страшного», для пятиклассника и правда могут быть глобальными: не смог найти нужный кабинет, не нашел общий язык с новым педагогом, не успел вернуться к звонку, потому что задержался в столовке. Принимайте переживания ребенка всерьез — постарайтесь найти время, чтобы выслушать его и при необходимости помочь. + Сходить за канцтоварами. Даже если все необходимое вы уже купили, сходите и выберите вместе с ребенком дополнительные тетради для предметов или черновиков. Лишними они точно не будут, а совместный поход за блокнотиками и ручками может стать отличным поводом отвлечься от рутины, да и просто выбрать классные вещи вместе. После такой вылазки ребенок будет ждать похода в школу с нетерпением. + Помочь с учителями. Помогите вашему пятикласснику разобраться в требованиях каждого учителя. Контролируйте какое-то время, что ваш ребенок понимает их и выполняет. + Контролировать режим. Помогайте первое время с соблюдением режима. Это только кажется, что начальная школа окончена и ребенок уже стал взрослым. Но на самом деле распорядок дня по-прежнему важен: полноценный сон, отдых, грамотно распределенное время на уроки, кружки и прогулки. Учите вашего подростка планировать свой день заранее. + Интересоваться жизнью ребенка. Не забывайте, что переход в пятый класс связан еще и с начинающимся подростковым периодом. А именно — поиском своего «я», отстаиванием своих границ и желанием отделиться от родителей (при этом ребенок пока не понимает, как сепарироваться, и выбирает для этого не всегда подходящие способы). Отношения со сверстниками выходят на первый план. И все это дополняется физиологическими изменениями в организме. Поддержка в этот период не должна ограничиваться вопросами только о школе. Интересуйтесь его интересами, окружением, желаниями. Как мотивировать на учебу Пятиклассники часто сталкиваются с проблемами в мотивации. Связано это бывает и с тяжелой адаптаций, и с новыми сложными предметами, и с подростковым возрастом. Вот как можно им помочь: + Найдите цель и рассказывайте детям о прикладном назначении учебы. Они должны понимать, для чего учатся и где им может пригодиться тот или иной навык. + Не концентрируйтесь на негативе и поощряйте успехи. Вы можете выбрать для своей семьи разные способы мотивации — материальные или нет. Мне кажется, здорово сходить куда-то вместе или отправиться в мини-путешествие в конце четверти или рабочей недели. + Не зацикливайтесь на оценках. Поддерживайте ребенка, даже если он плохо сдал экзамен или тест. Помните, что это всего лишь оценка и у ребенка будет возможность ее исправить. Если видите, что школьнику с трудом дается какой-то предмет, предложите помощь репетитора. Возможно, буквально пары занятий будет достаточно для того, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее на уроках. + Никогда не сравнивайте ребенка с одноклассниками: сравнивать стоит только с успехами самого школьника в прошлом. Подогревайте интерес ребенка к учебе. Дарите интересные книги на темы, которыми ребенок интересуется, ходите в музеи и на выставки, покупайте вспомогательные предметы для изучения предметов (например, наборы для опытов по химии). Каждый новый этап закаляет наших детей — и нас вместе с ними. И при этом дает много новых знаний и открытий о себе. Важно в эти непростые периоды держаться вместе, быть своим детям опорой и не отмахиваться от их проблем. Тогда они смогут преодолеть любые сложности, стать еще самостоятельнее и увереннее в себе. Источник

Ответов - 4

Сништ: Я, конечно, могу судить обо всём этом только по себе: Пятый класс — действительно новый и важный этап: расставание с учительницей, к которой привыкли, знакомство с новыми педагогами и предметами, увеличение учебных часов и домашки. ИЗО, физ-ру и музыку первые четыре года вели другие учителя, а не учительница начальных классов, а с математичкой и историчкой я была знакома до пятого класса по факультативам. Отношения со сверстниками выходят на первый план. Это у меня, в силу обстоятельств, произошло заметно позже (после перехода в седьмой класс) и уж точно не с одноклассниками и одноклассницами.

Sakh: Главное, если есть настрой на учёбу, то адаптация продлится недолго, 1-2 недели ... если ребёнок неприучен самостоятельно заниматься, то же д.з. делать самостоятельно, то все намного хуже ...

Пчеловод: Sakh пишет: если ребёнок неприучен самостоятельно заниматься, то же д.з. делать самостоятельно Старшая начала делать уроки самостоятельно с третьего класса второй четверти Знаю отлично, потому что мелкую вот недавно ругали, приучаем делать уроки самостоятельно... Но если ребенок в пятом классе, совершенно не приучен делать уроки самостоятельно,то все у его нормально Ни о какой адаптации и речи не может быть..а что троечнику,ему пофиг -он мотивирован на улицу И дома уже все рассказали, куда он пойдет учится,а может сразу пойдет работать) ... А вот угнетенное состояние и бледный вид ребенка,это серьезный повод для выяснений! "Двоечники"-троечники должны быть здоровыми,красивыми, крепкими и жизнерадостными детками! С хорошим аппетитом и для папиного ремня!


Sakh: Пчеловод пишет: в пятом классе, совершенно не приучен делать уроки самостоятельно, Без смеха, среди знакомых были дети, которые до 7 класса ждали, пока родители придут вечером и будут помогать и контролировать домашние задания ... Первую четверть в 5 классе считаю ребёнку наоборот нужно помочь где-то, ободрить его и т.п. По поводу троечников - они тоже разные бывают, кто-то самостоятельно быстро тяп-ляп сделает и свободен (ему родительская помощь не нужна), а кто-то будет маяться до прихода родителей домой и смотреть грустными глазами, чтобы ему помогли ...



полная версия страницы