Форум » Вопросы и проблемы воспитания детей и подростков » Почему в России катастрофически не хватает учителей? » Ответить

Почему в России катастрофически не хватает учителей?

Сништ: https://v1.ru/text/education/2023/09/05/72669605/ Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: педагоги назвали истинные причины побега из школ. Публикуем три очень откровенные реальные истории, от которых волосы встают дыбом. Сейчас родители школьников обсуждают массовые увольнения учителей. Только в одной тюменской гимназии № 83 за лето ушли 12 педагогов-предметников. Всем им уже нашли замену, а департамент образования отчитался о причинах кадровых перестановок. Но если верить данным Центра занятости, то в сфере образования действительно образовалась кадровая яма. И не только в Тюмени, по всей стране сейчас испытывают нехватку учителей. Журналисты 72.RU решили выяснить, почему педагоги бегут из школ. Провели опрос среди учителей, которые, не выдержав условий работы, уволились и распрощались с этой сферой деятельности. Публикуем три истории. Чтобы больше не слышать «Это ваша работа», я уволилась из школы — Почему педагоги бегут из школы? Во-первых, несправедливо низкая заработная плата. Если не брать классное руководство, то это почти голый оклад, при нагрузке 24 часа ~30 000 рублей. Хочешь больше? Окей, бери классное руководство, а лучше два, 24/7 проявляй активность, выходи на мероприятия по выходным и в праздники, зарегистрируйся на все конкурсы, и неважно, победишь или нет, главное — для галочки и... конечно, фоточки с каждого мероприятия! Во-вторых, хамское отношение родителей к учителю. Почему-то каждый думает, что написать учителю в 22:00 и потребовать объяснений за «3», «2» — это норма. Дети кичатся своими правами, а об обязанностях не знают в большинстве своем. Не было ни одного учителя, чтобы хоть одной жалобы на него не написали за учебный год. Поводы самые разные. Бывают, конечно, и правомерные замечания, но в большинстве своем это такие претензии: слишком много задает или, наоборот, недостаточно, заставляет учить стихи, часто болеет, ставит двойки (да кто она вообще такая?), не дает свой личный номер мобильного, не расписывает домашнее задание в мессенджерах и не поясняет оценки. Третья причина — большая наполняемость класса. Представьте, перед вами каждый день 32–37 человек, всем надо выдать программу, провести устный опрос, всех успокоить. Да это почти невыполнимая задача! Что еще заставило меня уволиться? Работа в две смены с разбросанными часами и в разных корпусах. Если педагог на больничном, то заменить его некому (отсутствие кадров объясняется 1-м и 2-м пунктом). Большое количество бумажной работы (особенно если есть классное руководство), открытые уроки, обязательные конкурсы. Знали бы вы, сколько раз я слышала: «Это ваша работа!» Так вот, чтобы этого больше не слушать, я больше там и не работаю. Если бы меня спросили мое мнение о комфортных условиях для педагога (ну вдруг), то я бы перечислила немного: 1. Достойная заработная плата. Она должна быть высокой и зависеть в 90% не от количества часов и классного руководства. 2. Количество учеников тоже должно зависеть не от численности микрорайонов вокруг школы! 43 человека в 1-м классе — уму непостижимо! Слежу за чужими детьми, пока свои одни дома — Я живу и работаю в небольшом городке. Моя зарплата в месяц составляет чистыми на руки 22 000 рублей. Рабочий день ненормированный в рамках трудовой рабочей недели. То есть я могу уйти с работы вовремя, в 16 часов, а могу задержаться на неопределенное время, если что-то произошло между детьми. В каникулы и праздничные дни педагоги приказом направляются в рейды по неблагополучным семьям. В новогодние праздничные дни, когда все отдыхают на законных основаниях, педагоги должны проводить в школе мероприятия для детей из неблагополучных семей, причем свои дети в это время дома без присмотра. Организация досуга, внеурочной занятости целиком легла на плечи школы. Родители просто самоустраняются от воспитания собственных детей. Педагог несет ответственность за всё, начиная от внеурочной занятости, заканчивая пропусками уроков ребенком без уважительной причины. Уважение к профессии учитель потеряно давно. Всё еще удивляетесь, почему все бегут из школы? После уроков мне хотелось просто сесть и заплакать от своей никчемности — Уволилась я в 2021 году, не доработав две недели до конца учебного года. Я не продержалась и года в школе. Мне дали нагрузку русского языка и литературы на три 5-х класса. Я пришла устраиваться в школу в сентябре. Мне ничего никто не объяснял, как пользоваться системой, куда идти, что делать. Многое приходилось допытывать у коллег, которые не особо хотели что-то рассказывать. У меня не было своего класса, не было места, где можно было заполнить журнал или отчеты, что-то распечатать. Была учительская с очень медленными ноутбуками, которые были всегда заняты. В самих классах не было техники. Потом зимой привезли ноутбуки, но на них нельзя было надеяться. Сегодня они в классе, на следующий день классный руководитель их забрал, и никакой тебе техники. Завучам вечно что-то нужно. Детей нельзя оставлять одних в классе. Если случилась какая-нибудь драка в классе во время перемены, виноват будет учитель. Неважно, закончился урок или только начнется в этом классе. Дети есть замечательные, а есть невозможные. Попросишь убрать телефон: «Вы не имеете права». Сделаешь замечание: «Мне мама сказала, что неважно, что вы говорите». На меня ругались, матерились, меня обзывали. Руководство школы не защищает. С родителями бесполезно разговаривать. В моих классах учились дети с ОВЗ, но об этом мне рассказали в ноябре. Ребенок в 5-м классе сидел на уроках в трусах, не писал ничего, только число вверху тетрадного листа, ни разу не сделал домашнее задание, не освоил ни одну тему, даже с учетом специально подготовленной для него программы. Зато срывал уроки, матерился, дрался со всеми, не давал вести занятие. После уроков мне хотелось просто сесть и заплакать от своей никчемности как учителя. Меня задевало, что не получается ничего, никакие уловки, методы не работают. Завуч сидит на уроках, все кричат, а шишки летят ко мне («Вы не так ведете урок»). Но покажите мне преподавателя, с которым этот класс будет себя хорошо вести. Такого не было. В итоге всё вылилось в проблемы со здоровьем. Постоянный кашель появился в октябре и закончился в июне, ровно спустя 2 недели после моего увольнения. Невроз, кошмары закончились примерно тогда же. Радости жизни появились тоже после того, как я распрощалась со школой. Но уволилась, кстати, я не из-за детей. Они были классными (большинство из них). А из-за руководства. На майские праздники нужно было выйти на митинг и сделать еще что-то на собственных выходных. Я отказалась. Мне сказали: «А как вы собираетесь с классным руководством выходные иметь? Надо же в кино сходить с детьми, на парады...» Помню, я ответила, что не собираюсь брать классное руководство. Но мне намекнули, что с такими намерениями работать нельзя, лучше увольняться сразу. В этих словах я услышала для себя призыв: зачем мне работать там, где меня не ценит руководство, где есть недовольные мной родители. Действительно, зачем я их дитяткам двойки поставила. Ну и что, что он сочинение сначала совсем не написал, а потом списал с ГДЗ (готовые домашние задания. — Прим. ред.)? Я извинилась перед детьми и через 2 недели была свободна. Я не была идеальным учителем. Я кричала на детей. Мои занятия не были супер-интересными. Я не проверяла тетради каждый день (90 тетрадей). Часто мои оценки были спровоцированы поведением детей. Например, ученик выводит из себя, я ему сразу три вопроса и ставила оценку в журнал (обычно тройку). Но я искренне люблю преподавание, и мне нравится учить детей в своей маленькой школе. Учитель сегодня — это работа на износ. 7 уроков в день, потом проверка 90 тетрадей (2 часа), заполнение журналов (1 час), подготовка к урокам (1,5 часа), отчеты, плюс бумага за свой счет, мел цветной, ручки, тетради. И всё это «удовольствие» за зарплату 25 000 рублей. Стоит ли погубленное здоровье этого? Конечно, нет. А еще учителя друг на друга доносы пишут: «А эта вон вышла из класса на 5 минут раньше... а другая кричала».

Ответов - 20, стр: 1 2 All

Виктория: Сништ пишет: https://v1.ru/text/education/2023/09/05/72669605/ Интересная информация. К сожалению, так и есть Кстати, лучше все же выкладывать информацию в явном виде, для удобства обсуждения, цитирования и пр.

Sakh: Текучка кадров, нехватка учителей (хотя педвузы и университеты успешно заполнены практически полностью, но в школу с выпуска пошло хорошо если каждый 5, во всяком случае у нас так было 25 лет назад), отчётность скорее всего излишне громоздкая, как врачам некогда лечить, так учителям некогда учить (готовится к занятиям)... Нездоровая атмосфера в коллективе ... Загруженность в классах (это далеко не везде конечно с учётом нашей демографии). По поводу загруженности уроками, что-то выше писали - жаловались на уроки в параллели 5 классов, да ро моему ей несказанно повезло, дети ещё самые вменяемые, даже если 3 класса в параллеле,то русский+литература получается где-то 5 часов в неделю в одном классе (3 русских и 2 литературы), итого 15 часов на 3 класса, так это даже меньше чем норма ... невменяемые дети, и/или невменяемые родители - это проблема и беда конечно ... стремление учить, но нет охоты работать в школе - займитесь репетиторством очно или онлайн ...

Sasha: Моя подруга- учитель математики в сельской школе. Наполняемость класса не 30 чел, но на всю школу всего 2 учителя математики. Как известно, математика / алгебра с 5 по 11 класс. Единственное, что её расстраивает- это обстановка в коллективе и скотское отношение со стороны завуча и директора. В день (каждый день! ) у неё 7 уроков, потом - классное руководство, где-то с весны - плюсом подготовка 11 класса к ЕГЭ. Плюс несколько раз в неделю ходит к 2 деткам,кто на домашнем обучении. В пору экзаменов - это весь июнь, она в школе , дежурит на экзаменах. В июле опять какая-то хрень Дай бог, отдохнет 3 недели, и последняя неделя августа- она снова в школе, собрания, подготовка класса, материалы и тд. Так как зп невысокая, в выходные репетиторством занимается, плюс решает контрольные работы для студентов. Детей и свою работу любит, уходить не хочет, хотя второй год зовут работать в город в частную школу. Говорит, уйду - никто этих деток не научит, а в селе только одна школа.


Сништ: Sasha пишет: Как известно, математика / алгебра с 5 по 11 класс. Ещё и геометрия (7-11 классы): разделение на алгебру и геометрию с 7 класса у меня было, но учительница-то одна.

Sakh: Сништ пишет: Ещё и геометрия А в сельских школах могут ещё и информатику предложить вести, т.к. предметника сложно найти в селе. Раньше ещё и черчение как правило математики ки вели. Сейчас опять хотят черчение в школу вернуть ...

Sir_Kayne: Просто надо им отрицательную зарплату сделать, чтобы доплачивали за возможность преподавать. Тогда в профессию хлынут энтузиасты, и школа обновится.

Пчеловод: Думаю, что учителям вообще не надо платить деньги..

Иринка: Пчеловод пишет: Думаю, что учителям вообще не надо платить деньги.. А вы хорошо подумали?

tovarishivanov: Иринка пишет: А вы хорошо подумали? У него похоже обида смертная на учителей с школы еще, если судить и по другим комментам. В школе работать не довелось, в системе образования был в другом учреждении но на счет отчётности, показухи фоточек, субботних выходов и участия в самодеятельности подтверждаю полностью. Директор, завуч как и другие начальники да бывают разные, а еще есть Комитет образования и вот это редкий гадюшник и поведение сволочей директоров во многом из-за требований того самого комитета которому совершенно не нужны скандалы, нужно чтобы усе были довольны и в дневниках были одни пятёрки и чтобы тот самый Комитет не беспокоился и не волновался. Касательно зарплаты - часто зарплаты школам и прочим дошкольным заведениям ведут так называемые централизованные бухгалтерии где своя огромная текучка и сучка главбушка и обычной расчетчице просто насрать сколько там зп вышло, у нее самой на работе куча отчётов и еще хвосты от предшественников за которые ее... лишают премии. Если при этом и директора наплевать на своих учителей, тогда туши свет. Про хамство яжмамок яжпапок и их самых драгоценных яждеток и говорить не хочу- стоит надеяться что недавний запрет телефонов на уроках станет отправной точкой защиты учителя и возвращения престижа и уважения.

Sakh: Просто какая-то мания в бесконечной отчётности, и не только у учителей и врачей ...будто бы от количества отчётов (регулярных и внеочередных) увеличивается успеваемость, улучшается здоровье и т.д. ...

Forum: ПЕРЕПЕЧАТКА «У педагога нет никаких прав». Учительница с 37-летним стажем — о подростках, которые срывают уроки. Она рассказывает про урок, который пошел, несмотря на все усилия со стороны учителя, не по плану. Каникулы закончились. Чуть не написала «к сожалению» — хотя покажите мне такого учителя, который бы так не думал. Накопившаяся усталость за две недели никуда делась. И вот, первые дни учебы в новом году. В шестых классах уроки прошли как песня: работали много, с интересом и радостью, часто выходили к доске. «Мы учимся у доски!» — закон моего преподавания. Дети получают за любую работу, как в тетрадках, так и не в тетрадях, накопительные баллы, поэтому с удовольствием идут к доске. Насмешки и унижения над тем, кто вышел перед всем классом — не допускаются категорически. Но сегодня в седьмом классе урок как-то не пошёл. Я давала новую тему, а за последней партой сидела парочка — подростки, которые, видимо, с недавних пор вступили в отношения, которые в 13 лет именуются «дружбой». Они о чем-то оживленно беседовали, а на математику им было, в общем-то, наплевать, как обычно и бывает, когда появляется первая влюблённость. Я делаю замечание. Парочка реагирует странно — кривой усмешкой. Я вежливо прошу их выяснить отношения друг с другом после урока. В ответ хихиканье. Класс замер. На моих уроках, как правило, дети себя так не ведут. Но здесь — откровенное хамство. Эти двое смотрят на меня и смеются в лицо, а на их счастливых лицах написано: «И что ты нам сделаешь?» Тогда я предлагаю этим двоим альтернативу: «Либо вы пересаживаетесь вперед и работаете, либо выходите из класса и сидите в коридоре. Тема сложная, 30 человек хотят что-то понять, а вы лишаете меня возможности им объяснить важные вещи. У вас есть выбор». Они с ухмылкой посмотрели на меня, встали и радостно выскочили за дверь. Эти двое свой выбор сделали. Теперь моя очередь. Класс замер — ждёт, что же я предприму? Я посмотрела на притихших учеников и сказала: «Я имею право оценить работу каждого из вас на уроке отметкой. Работу этих ребят я оцениваю на „2“ балла. Еще я имею право объяснить родителям, за что я поставлю им такую отметку. Согласны?» Ребята закивали головой. «Других прав у меня, к сожалению, нет» — сказала я и поставила покинувшим класс по двойке в электронный дневник. В комментариях к отметке написала, за что детям была выставлена такая оценка. Но на этом проблемы не закончились. За первой партой сидит девочка, назову ее Аней. Аня, видимо, не спит по ночам, предпочитает отсыпаться на уроках. Я тихонько будила ее раза три. Потом предложила также выйти в коридор, как и ребятам, покинувшим нас чуть раньше. Девочка посмотрела на меня сонными глазами и спросила: «А можно мне подумать? Я подумаю и сообщу вам своё решение». Все засмеялись. А я подумала: «Ну, хорошо, что не ушла». Через три минуты спросила, какое же решение она приняла. Девочка ответила, что все еще думает. «Смотрите, ребята, наша Аня стала думать и перестала спать! Это таки прогресс!» — прокомментировала я ситуацию. До конца урока мы спокойно работали. И Аня тоже. Понимаете, у нас в школах сейчас все как-то не так: у педагога нет никаких прав У нас и раньше их было совсем немного, но сейчас любой родитель может предъявить претензии к учителю: погладил по голове — а почему? Двойку поставил — очевидно, мстит ребенку за что-то. Повысил голос — это травля! А когда ученик ведет себя неподобающе, тоже виноват учитель: это же надо было так ребенка довести! Выгонять из класса — нельзя, выгонять из туалета за то, что ребенок там же курит — запрещено. Зовешь в школу родителей — тут же следует обвинение в непрофессионализме. Сколько таких случаев было с учителями — не передать! Да, мы не ангелы, это так. Написала, потому что предвижу шквал обвинений со стороны родителей. А где ангелы, скажите? И нам тоже не сладко, потому что есть программа, требования, нужно все успеть. И так обидно, порой, что сидишь часами за подготовкой и проверкой, а урок не получается. Конечно, и вина учителя есть: проявила слабость, не нашла подход, не слишком увлекательно рассказала. Но мы все время работаем над тем, чтобы получилось и срослось — ни один учитель не хочет, чтобы урок прошел плохо. Только не все в этой жизни зависит от нас, поверьте. Источник

Виктория: Учительница с 37-летним стажем — о подростках, которые срывают уроки. Она рассказывает про урок, который пошел, несмотря на все усилия со стороны учителя, не по плану. Однозначно учитель должен иметь право обязать покинуть урок (не допускать к последующим урокам на определенный срок) тех учащихся, которые «мешают другим» учиться. Не хочешь учиться — покинь урок, вплоть до отстранения от посещения школы. Что делать с правом на образование? — Индивидуальное обучение, найм репетиторов, — и все это за счет родителей! Да, оказание «нетиповой услуги», если выражаться юридически: бесплатное обучение предусмотрено в составе класса на уроке, а если требуется индивидуальное обучение (во всяком случае, в случае вины в этом ученика и/или его родителей), то такие «нестандартные» занятия не входят в рамки бесплатного обучения. Собственно, как и в медицине: есть ОМС, а есть ДМС для «нестандартных» процедур, протоколов и пр. Так что, (не)уважаемые родители, нанимайте своему раздолбаю, хулигану и подобное учителей-репетиторов за свой счет, есть он-лайн школы для дистанционного обучения и аналогичное. А в школе — такой «нестандартный» ученик проходит лишь тестирование: самостоятельные, контрольные, экзамены. И все! На этом ОБЯЗАННОСТИ школы завершаются, и о чем и должно быть прописано в уставе школы!

Sakh: Каждый ученик заслуживает к себе равно столько отношения сколько он сам проявляет в школе + немного выдержки , т.к. детям свойственно ошибаться.

tovarishivanov: Forum пишет: Двойку поставил — очевидно, мстит ребенку за что-то. Повысил голос — это травля! А когда ученик ведет себя неподобающе, тоже виноват учитель: это же надо было так ребенка довести Да. Вот все чётко и коротко написано и, кстати не только про учителей. От чего-то есть мнение что тот кто работает он должен мне, а у меня есть право предъявлять просто потому что он обязан. Раньше в нас в школе линейки летали, попробуй только чтобы родителям классная позвонила все, писец но после все резко изменилось и... оказывается никто особо не рад да и типа качество преподавания другое. А почему не сделать что не только учитель обязан, но ученик в первую очередь обязан нормально себя вести и родители обязаны объяснить и обеспечить всеми доступными средствами поведение ребёнка на уроках

Сништ: Эх, нет одного небезызвестного пользователя, который сейчас бы начал говорить о том, что учитель это обслуживающий персонал, а ученик (ученица) - клиент, который всегда прав, и о том, что если за пустой лист контрольной поставили двойку, то за написанную на нём дату и слова "Контрольная работа" надо ставить двойку с плюсом - за "прогресс".



полная версия страницы