Форум » Опросы участников форума » Vote: Какой вид наказаний наиболее эффективен (возраст 10-14 лет)? » Ответить

Vote: Какой вид наказаний наиболее эффективен (возраст 10-14 лет)?

Виктория: Воспитание ребенка – сложный процесс, требующий от современных родителей не только любви и соответствующей заботы, но и педагогической грамотности. Проблема наказаний ребенка в семье – это проблема насущная и непростая; она с трудом претерпевает изменения в течение жизни, т.к. выбор предпочитаемых методов наказания закладывается в будущих родителей еще в детстве, в родительских семьях. Актуальность исследования этой «сферы» родительской практики обусловлена тем, что, несмотря на обилие информационных источников, родители все же нередко совершают ошибки в выборе адекватных мер наказания. Такой вывод подтверждают, в частности, ответы на проведенное нами анкетирование среди студентов. В современной литературе [1-4] описаны разные виды наказания и морального унижения: - физическое наказание(порка, подзатыльники, шлепки, удары и др.); - словесное наказание в грубой форме (крик, угрозы, оскорбления и обзывания и др.); - наказание изоляцией (стояние в углу, сидение на стульчике, запирание в некоем ограниченном пространстве, отказ от общения и др.); - наказание трудом (мыть, полоть, перебирать, читать, решать, исполнить дополнительный этюд на музыкальном инструменте и пр.); - наказание лишением удовольствия и запретом желаемого (сладости, прогулки, общения, совместной деятельности, праздника и др.). Любое наказание в детстве переживается эмоционально тяжелее, если оно прилюдно (при сверстниках, друзьях, в детском коллективе). - запугивание (обещание побить, не купить, что-то отменить, не выполнить). Целью настоящего исследования выступило изучение методов наказания в современных семьях и выявление рекомендаций от студентов – будущих педагогов – для родителей при воспитании детей в разные возрастные периоды. Гипотезой послужило предположение о наличии сходства между применяемыми методами наказания в семьях испытуемых студентов и их рекомендациями родителям для каждого возрастного периода детства. Исследовательскую группу составили студенты педагогической академии 1-3 курсов в количестве 44 человек, в основном девушки в возрасте 17–21 года. Основным методом послужило анкетирование. При обработке анкет применялся контент-анализ, сравнительный метод, методы математической статистики, позволяющие определить средние показатели и оценить рейтинг методов поощрений в разные возрастные периоды детства. Анкетный опрос начинался с вопроса: «Нужно ли наказывать ребенка в процессе воспитания в семье?». Большая часть студентов дали положительный ответ. Лишь четверо ответили, что «нежелательно». Следующий вопрос касался личного опыта наших испытуемых. Мы попросили ответить, как их наказывали родители на протяжении детства, подросткового возраста и ранней юности. При обработке ответов были подсчитаны средние значения и установлен рейтинг в иерархии методов наказания студентов их родителями. По частоте встречаемости в современных семьях лидирует метод наказания «лишением удовольствия» и «запретом желаемого». Приведем высказывания студентов: «лишали общения, прогулки, похода в кино, не отпускали гулять, был запрет на телевизор и велосипед, лишали любимых игр и каких-либо удовольствий, домашний арест». На втором месте – «грубые словесные наказания»: «говорили грубые слова», «кричали», «ругали», «разговаривали сердитым и властным тоном». Третье место в иерархии – наказание «игнорированием»: «стояла в углу, пока не попрошу прощения», «не разговаривали со мной». Реже применяются «физические наказания»: «били ремнем», «тапочкой по попе», «суп за шиворот и ложкой в лоб», «били ремнем и прутиком», «били веником», «получала ремнем за то, что долго гуляла». Несмотря на то, что применение розг давно ушло в прошлое, тем не менее родители демонстрируют разнообразные приемы физического унижения своих детей. Также редко встречаются «разъяснительные беседы»: «все ограничивалось воспитательной беседой», «делали замечания», «читали нотации», «был серьезный разговор с мамой», «были строгие разъяснительные беседы». Встречаются в современных семьях и наказания трудом: «заставляли копать картошку, полоть траву». Также нас интересовал вопрос: «Какой метод наказания из вашего детства имел действенный результат?». Самым «работающим» оказался метод «лишения удовольствия» и «запрет желаемого»; для некоторых детей – «физическое наказание» и «разъяснительные беседы». Далее мы решили спросить у студентов, как у будущих родителей и педагогов: «Какое наказание считаете самым неприемлемым (унижающим достоинства) в воспитании ребенка?». Многие студенты ответили, что любое наказание в детстве переживается эмоционально тяжелее, если оно совершается прилюдно, при сверстниках, друзьях: «выставить ребенка перед всем коллективом и позорить его», «наказание при посторонних людях», «наказания при других детях». Многие студенты назвали физическое наказание: «бить по лицу», «применение силы», «поднимать руку на ребенка» и оскорбление: «обзывание ребенка неприличными словами», «нельзя говорить, что никчемный и ни к чему не приспособленный, никому не нужный, глупый». Таким образом, анализ анкет показывает, что во многих современных семьях сохраняются неприемлемые методы и приемы обращения с детьми и подростками – запугивания, оскорбления, рукоприкладства. Сравнительный анализ выявленных методов наказания в разные возрастные периоды показывает, что словесное воздействие занимает лидирующую позицию в иерархичной системе методов наказания. Причем в раннем, дошкольном и старшем школьном возрасте этот метод находится на первом месте, а в младшем школьном и подростковом возрасте на второй позиции после «лишения удовольствия». Студенты отметили, что для детей дошкольного возраста одним и методов наказания будет являться «стояние в углу» или «сидение на стульчике». «Лишение удовольствий» и «запреты желаемого» также являются средством порицания действий и поступков, особенно в младший школьный и в подростковый возраст. В подростковом и юношеском возрасте, кроме запретов и словесных наказаний, появляется еще один метод – ограничение в денежных средствах. А в младшем школьном и подростковом одним из распространенных наказаний оказывается уменьшение общения с друзьями. Еще одним методом, часто используемым только в подростковом возрасте, является домашний арест. Завершая анализ анкетного опроса о методах наказания в современных семьях, делаем некоторые выводы: 1) наказания применяются во всех семьях испытуемых студентов, но наблюдаются различия в их видах: в одних семьях чаще детей предупреждают и делают замечания, в других семьях позволительно «кричать», «бить по лицу», «пороть ремнем», т.е. практика устарелых методов наказания сохраняется и передается современным родителям; 2) стабильными и чаще применяемыми регуляторами действий и поступков детей являются словесное наказание, лишение удовольствия и запрет желаемого; 3) будущими родителями и педагогами осуждаются физические наказания и оскорбления детей; эти методы воздействия студенты исключают из рекомендаций для родителей. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования нашла подтверждение в том, что происходит перенос методов наказания из собственного детства в педагогическую практику – как поступали родители со студентами в их детстве, такие же рекомендации и советы они готовы дать другим родителям; исключение составили физические наказания и оскорбления детей, т.к. эти методы осуждаются студентами в воспитательной практике. Родительскому мастерству матери и отцы часто учатся на собственных экспериментах, допуская при этом ошибки, которые можно избежать, если читать педагогическую литературу, пользоваться услугами консультаций специалистов образовательных учреждений, не игнорировать советы педагогов и психологов, которые помогут развивать и находить эффективные стратегии поведения при общении и взаимодействии с детьми и подростками. Список литературы: 1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 240 с 2.Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: Астрель, 2013. – 256 с. 3.Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2008. – 240 с. 4.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей. – СПб.: Речь, 2008. – 223 с.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Nikka: О я проголосую за "чтение бесконечные нотации". Правда это скорее наказание для того, кто читает)))) бубубу, бубубу. И без остановки, как у Гоголя три ночи для панночки заупокойную читать надо было)

Roccoco: Ремень лучше всего доходит

Алеш: Roccoco пишет: Ремень лучше всего доходит...


Сништ: Nikka пишет: Правда это скорее наказание для того, кто читает)))) бубубу, бубубу. И без остановки, как у Гоголя три ночи для панночки заупокойную читать надо было) Моему по-моему "выступления перед электоратом" даже удовольствие доставляли.

saha: Я считая самый лучший вид наказание это ремень.Эффект довольно быстрый и положительный.Знаю по себе. Разговоры как говорится в одно ухо влетает в другое вылетает. Можно сказать в пустую.

Roccoco: Бывают ситуации когда действительно не понимаешь, слова не доходят , только ремень ставит всё на место сразу.

saha: Помню себя в этом возрасте от ремня эффект был сразу положительный.Так что больше не хотелось искать на попу приключений где то недели на 2 а потом опять.



полная версия страницы