Форум » Литературные встречи » О том, как важно понимать правильно » Ответить

О том, как важно понимать правильно

Огниво: Хотя солнце клонилось к закату, было еще жарко. Легкий ветерок лениво шевелил тюлевые занавески. Дед с внуком сидели за столом, занятые каждый своим делом. Один проглядывал газету, другой читал вслух. Виктор Иванович, уже дед, но еще далеко не дедушка, любил оставаться с Коленькой, благо посменная работа это позволяла. С малых лет внук не уставал поражать его своим послушанием, прилежанием, а теперь еще и успехами в учебе. Виктор Иванович невольно сравнивал его с хулиганом и оболтусом, каким был его сын в этом возрасте. Будучи копией отца внешне, Коленька в остальном его ничем не напоминал. Вот и первый класс окончил с грамотой. В награду родители подарили ему вожделенного щенка, да не какого-нибудь, а элитного. Сейчас Джек дремал в соседней комнате, поскуливая во сне, а его хозяин громко и увлеченно читал «Нахаленка». Коленька, белобрысый крепыш, интересовался всем на свете и постоянно обращался к деду за разъяснениями: что такое «чикиляя», «архиерей», «коммуняка»? Виктор Иванович старался отвечать как можно короче и понятней, отмахиваясь от сложных понятий, требующих длительных экскурсов в историю. Растолковывать сразу все и сейчас было незачем и лень. Но вот какая-то мысль, похоже, стала занимать Коленьку настолько, что он сначала прервал чтение и задумался надолго, а потом спросил: - Дед, а вот «выпорол» - это побил, верно? - Ннуу, не совсем, - протянул Виктор Иванович, - бьют тех, кого ненавидят, кулаками или ногами. А дед Мишку любит, поэтому наказывает. - Ремешком по голой попе? – уточнил Коленька. - Да. - Но Мишке не больно? - Почему? Больно. - А если любишь, разве можно делать больно? Вот папа мне всегда говорит: «Не огорчай маму, ей будет больно». — Это другое, - Виктор Иванович попытался сосредоточиться, - дед Мишку наказывает. Не бывает воспитания без наказания. - Почему? – не унимался Коленька. - Все дети делают что-то не так, и их надо исправлять. Ну вот как в школе, не бывает учебы без двоек. - Бывает, - удивился Коленька, - я без двоек учусь. Это легко. - Ты у нас молодец, – признал дед, - но не все же дети такие. Бывает, грубят, ленятся или еще что-то плохое делают. Вот за это и наказывают. Чтоб ребенок лучше себя вел и вообще стал хорошим человеком. Коленька замолчал, продолжая напряженно размышлять. Даже светленькие бровки нахмурил от усердия. Новый вопрос не заставил себя ждать. — Вот когда я подрался с Сережкой Ивановым, папа мне целую неделю телевизор не разрешал смотреть. Это тоже наказание? - Да, конечно. - Но мне не было больно. - Так и не всегда обязательно должно быть больно, - Виктор Иванович уже и не рад был, что внук затеял этот разговор. - А когда должно быть? И зачем вообще? Дед потерял терпение. - Когда нужно, тогда и должно быть. Когда делаешь что-то очень плохое. Иди-ка лучше выгуляй Джека. Уже пора. Очевидно, Коленька не все для себя выяснил, но спорить не стал, послушно поднялся и прошел в соседнюю комнату. Виктор Иванович попытался вернуться к газете, но мысли разбегались. Как все-таки трудно иногда объяснять ребенку очевидные, казалось бы, вещи. Вдруг громкий визг прервал его размышления, заставив подскочить и броситься к внуку. Вбежав в комнату, ошеломленный Виктор Иванович увидел, как его замечательный внук одной рукой держит щенка за шкирку, а другой изо всех сил лупит его ремешком. Несчастный Джек скулил и пытался вырваться, но хозяин был сильнее. Виктор Иванович выхватил у Коли ремешок с криком: - Ты что, с ума сошел?! Собак бить нельзя! Голубые глаза глянули на деда с тихим упреком. - Я его не бью, а наказываю. Ведь я его люблю и хочу, чтобы он стал лучше. А он сделал что-то очень плохое, прямо тут лужу напустил. Виктор Иванович застыл с ремешком в руке. Дрожащий Джек смотрел то на деда, то на внука со слезами на глазах, и из-под его поджатого хвостика по паркету расползалась вторая, еще более грандиозная лужа.

Ответов - 36, стр: 1 2 3 All

Nikka: irra заинтересовал ваш текст о "классификации" тематических рассказов. Мы уже обсуждали "схема тематического рассказа". Есть что сказать, но уже будет оффтоп, и к собачке отношения не имеет. Может скопируете в отдельную ветку и будем обсуждать?

Огниво: irra Спасибо за подробное разъяснение. Люблю, когда «все по полочкам», стало понятно, чем рассказ вызвал недоумение. Вот что получилось после анализа с другой точки зрения. Рассказ действительно не тематический как таковой, меня хотелось показать неприемлемость насилия в воспитании и детей, и животных на равных. Виктория именно поэтому в нем нет подробных наставлений на тему «Как правильно наказывать». Схема задумывалась такая: мальчика при чтении цепляет не основная история, Helen, а то, что любить и причинять боль можно, и дед это подтверждает. Что-то вроде «оказывается, так можно было». Наивное хлопание глазами и буквальное понимание не всерьёз, это ирония. Получилось, ирония и в том, что порка мальчика никого бы из читателей не возмутила, а порка щенка просто нож в сердце. Забавно. В заключение пример из классики. Это сатирическая миниатюра Куприна, в которой тоже пострадала собачка. Несмотря на это, всё-таки сатира. PS. «Белый Бим» ненавижу с детства. Сказочка о конституции Жил-был мальчик. И жила-была большая дворовая собака. Она ж'ила в конуре на цепи. Она была добрая-предобрая, но голодная. И мальчик ее все дразнил. Вот он раз однажды привязал на длинную веревку кусок жирной говядины. Потом подошел к конуре и опрашивает: - Бабачка, а бабачка, хочешь ньям-ньям?, - Гав! - Очень хочешь? - Гав, гав! Тогда мальчик кинул ей мясо. Тогда собака хам! - и проглотила мясо. А мальчик взял за конец веревку и вытащил мясо назад. И опять спрашивает: - Бабачка, а бабачка, хочешь кушать? - Гав! гав! гав! Он опять ей кинул мясо, собака опять проглотила, а он опять взял да вытащил назад. И опять опрашивает: - Бабачка, говядинки хочешь? Тогда собака рассердилась. Кинулась, оборвала цепь и разодрала на мальчике новые штанишки сверху донизу. Мальчик убежал, а собака взяла 'да и съела все мясо, и с веревкой. Заплакал мальчик горькими слезами. Стал жаловаться папе-маме, дяде-тете. А папа-мама, дядя-тетя и говорят: - А ты бы не дразнил собаку. Она голодная. Теперь вот ее и на цепь не посадишь.

Ауди: Митрил пишет: О детях и собаках из романа "Юбер аллес" Вот и я тоже так поняла этот рассказ. Мысль та же.


Nikka: Огниво пишет: любить и причинять боль можно, и дед это подтверждает а еще можно любить причинять боль)

Виктория: Nikka пишет: Вы имеете в виду, что его мордочкой потыкать и он поймет, что это плохо? Как бы тыканье мордочкой заменяет слова "вот посмотри, что ты натворил, фу". И что потом? Этого хватит для наказания? Или его еще побить, а мордочкой тыкать только для того, чтоб понял, за что? Ну не знаю У меня не было собаки, так что как воспитывать щенков - не имею опыта. А вот знакомые кошку оригинально наказывают: ругают ее и ... опрыскивают водой из брызгалки. Знаете, помогает: кошка запоминает связь между "водной процедурой" и ее каким-то действием, стоит знакомым взять брызгалку в руки, как кошка останавливается и понимает что "нельзя", хозяин недоволен. Helen пишет: Вы серьезно это?)) А что "несерьезного"? Я написала, что между проступком и наказанием в голове должна откладываться причинно-следственная связь. Что не так?

Ауди: Виктория пишет: Я написала, что между проступком и наказанием в голове должна откладываться причинно-следственная связь. Что не так? Текст не об этом.



полная версия страницы