Форум » По страницам книги "История розги", д-р Купер » Предисловие к настоящему Сборнику » Ответить

Предисловие к настоящему Сборнику

Forum: Оглавление. О телесных наказаниях детей в Англии О наказании розгами в журнале «Family Herlad» Школьные наказания. Исторический обзор Воспитание в английской школе для бедных Школьные наказания. Из Очерков Бурсы Школьные наказания. Порядки в духовном училище России середины 19 века О телесных наказаниях молодых девушек в Англии Об одном судебном решении по делу о домашних телесных наказаниях О наказании взрослой барышни родителями Телесные наказания детей в Германии Телесные наказания детей во Франции Некий школьный учитель недавнего прошлого рассказывал, что в течение своей пятидесятилетней деятельности он нанес около полумиллиона палочных ударов и сто двадцать четыре тысячи ударов плетью! Если бы этот педагог жил во времена мудрого царя Соломона, то, конечно, он был бы мил и дорог сердцу последнего. Счастливые школяры наших дней имеют самое смутное представление о том времени и о той строгости, в которых жили и учились наши деды и прадеды. Телесные наказания детей в наше время — это лишь тень того, что существовало 150-200 лет тому назад. Как нам известно, школьные учителя стали применять к своим воспитанникам розгу уже очень много лет тому назад. Сечение частное и семейное было в то время широко распространено. Не миновало оно ни родовитых домов, ни дворцов владетельных и коронованных особ. Господа сплошь и рядом наказывали своих слуг, родители — детей, и все это производилось либо розгой, либо при благосклонном участии плетки. Учеников пороли очень часто. Госпожа Брунрих, содержательница училища, запарывала вверенных ее попечению девочек до смерти. Еще не прошло и 200 лет с тех пор, как от телесного наказания не избавлял ни возраст, ни пол, когда родители свободно угощала розгами своих дочерей-невест. В прежние времена в женских учебных заведениях наблюдалось злоупотребление розгами, причем девочки и девушки всех возрастов не смели протестовать против «элегантного наказания розгами». На рубеже 19-20 веков в начальных школах Америки ученицы периодически угощались розгами, впрочем, от такого наказания не были избавлены даже и взрослые девушки многих учебных заведений. В качестве примера можно привести один из таких случаев, относящихся к 1900-1910 гг. В одной из общественных школ Кембриджа, в штате Массачусетс, молодую девицу-ученицу обвинили в ужасном преступлении: во время урока она шепотом подсказала попавшей в затруднительное положение товарке. Учительница тут же приговорила ее к наказанию розгами. Девушка сопротивлялась так сильно, что пришлось позвать на помощь смотрителя училища и двух младших учителей. Трое мужчин эти набросились на девушку и смяли ее; двое крепко держали ее руками, а смотритель вооружился кожаным ремнем и в присутствии всех учителей и учащихся школы отсчитал преступнице сорок ударов. О случае было доведено до сведения властей, смотрителя отдали под суд, но присяжные оправдали его. Комитет общественных училищ собрался на особое заседание, но в конце концов было решено поставить на происшедшей истории крест, так как телесное наказание является частью школьной дисциплины. Не обойдена розга также и поэтами. Нам известны имена многих серьезных, полных чувства поэтов и сатириков, которые в своих произведениях воспевали и плетку, и розгу. Почетная роль отводилась розге в книгах для чтения, предназначенных для мальчиков и написанных в 40-50 годах 19 века. Тем не менее, начиная с первой половины 19 века в различных странах предпринимаются попытки отмены судебных телесных наказаний. Однако, телесные наказания по-прежнему остаются в силе по отношению к ряду категорий «взрослых» преступников и … преступникам юного возраста. Например, Законоположением 1862 года (Англия), относящимся к наказанию малолетних преступников, члены магистрата уполномочивались подвергать телесным наказаниям, и притом основательным, и весьма суровым, тех провинившихся мальчиков, которые не достигли еще четырнадцатилетнего возраста. В качестве иллюстрации можно привести такой случай: мальчишка лет шести присвоил себе перочинный нож и за это преступление получил двенадцать ударов «березовой кашей» и, кроме того, еще шесть дней принудительных тяжелых работ. Закон, правда, был точен: он дает указания, как именно следует применять орудие наказания и сколько ударов должно быть нанесено. Если экзекуция производится над не достигшим четырнадцатилетнего возраста, то брюки спускаться не должны, количество ударов определяется не свыше двенадцати, инструмент — березовая розга. При наказании лиц, перешедших четырнадцатилетний возраст, применяется плеть из кожаного ремня или то же из березовых прутьев. Количество ударов не должно в данном случае превышать три дюжины; экзекуция производится на обнаженном теле. Италия, быть может, вместе с Испанией, представляют две страны, где флагелляция практикуется меньше, чем где-либо, по крайней мере, в светском обществе. В монастырях — совсем другое дело! Однако на днях [~ 1900-1910 годы] одна большая миланская газета сообщила о том, что в одном из монастырей воспитывающиеся там девушки, даже вполне взрослые, наказываются розгами по обнаженному телу монахинями за более или менее важные провинности. Обратимся к России. В гимназиях Киевского округа в 50-ых годах 19 века пороли ежегодно от четверти до половины всех учеников. В духовных учебных заведениях было еще хуже, и били артистически, с наслаждением, пороли «на воздусях», под колоколом, солеными розгами, давали по 300 и более ударов, наказанных замертво на рогоже уносили в больницу; часто наказывали десятого, полкласса, весь класс. Известный писатель Помяловский за время учения в семинарии был высечен целых четыреста раз, и потом он часто спрашивал: «пересечен я или еще не досечен?». Такое жестокое воспитание детей было прежде обычно и в самых высших сферах; так, Ламздорф, воспитатель императора Николая I, позволял себе бить его линейками, шомполами, хватал мальчика за воротник или за грудь и ударял его об стену так, что он почти лишался чувств, — и это делалось не тайно, а записывалось в дневники. Лишь к началу 20 века в России появляются реальные законодательные запреты на использование телесных наказаний в разных сферах жизни. Однако законодательные запреты и реалии жизни – вещи разные … Нелишним будет привести выдержки из книг Соломона и Иисуса Сираха, которые, как известно, очень часто напоминали в своих трудах о розге и ее роли в детстве и юности. «Кто не противится наказаниям, тот вырастет умным, тот же, который норовит остаться безнаказанным, будет дураком». «Умный сын ничего не имеет против того, когда его наказывает отец, глупец же не повинуется и всячески избегает порки». «Кто избегает наказания, тот познакомится с бедностью и позором; кто охотно подвергается наказанию, тот будет возвеличен». «Глупость внедряется в сердце мальчика, но розга выгоняет ее оттуда подальше». «Не упускай случая наказать мальчика». «Если у тебя имеются дети, то воспитывай их и сгибай их спину с самого раннего возраста». Кто любит свое дитя, тот держит его под розгой, и только при этом условии он дождется от своего чада утешения и радостей. Кто же, наоборот, относится к своему дитяти мягкосердечно, тот болеет его ранами и пугается всякий раз, когда ребенок заплачет. Избалованное дитя становится таким же своенравным, как дикая лошадь. Не давай детям воли с раннего возраста, не извиняй их глупости. Гни дитяти своему шею, пока оно молодо, трепли ему спину, пока оно мало, и тогда оно не станет упрямым и неповинующимся тебе». Как можно видеть из вышесказанного, розга играла с давних пор в домашнем быту довольно выдающуюся роль. Еще относительно недавно (по историческим меркам) она была в полном ходу во всех слоях общества. При воспитании детей розга считалась у родителей неизбежным средством и не только по отношению к малышам и подросткам, но и в зрелые годы. Современные дети могут только вздохнуть с облегчением и называть себя в сравнении со своими предками счастливыми. Они не могут иметь достаточно ясного представления о тех временах, когда розга была в употреблении почти целый день. Факт остается фактом, еще 150-200 лет назад дети в возрасте от двух до семнадцати лет большую часть своего дня проводили в известной всем позе на коленях матери или гувернантки. «Кто избегает розги, тот портит ребенка» — гласила старая поговорка. Березовой кашей угощали не только малолетних, но и зрелых юношей и девиц, и во многих семьях матери не колебались потчевать розгой своих восемнадцати- и девятнадцатилетних дочерей, стоявших накануне замужества. Что скажут на это современные барышни? Тэги: Джеймс Глас Бертрам, История розги, доктор Купер

Ответов - 1

Forum: Из интернета В 1854 году «Таймс» писал, что в другом аристократическом колледже, Хэрроу, некий староста нанес младшему ученику 31 удар тростью, после чего мальчику понадобилась медицинская помощь. Никаких изменений нравов скандал не повлек. Директор колледжа Хэрроу с 1844 по 1859, Чарльз Джон Воган (1816-1897), известный ученый и англиканский церковник, епископ Рочестера, прославился своими богословскими сочинениями и проповедями. Восемнадцать из его учеников стали епископами, а два из них архиепископами. Когда епископа спросили, как он добился таких выдающихся результатов, тот простодушно ответил: «Беспощадно порол». В 1874 директор школы в Шрусберри, священник Мосс, нанес ученику 88 ударов розгами. По свидетельству врача, осмотревшего мальчика через 10 дней после происшествия, его тело все еще было покрыто рубцами. Отец мальчика поднял шум, и тогда Мосс написал в газету «Таймс»: он возмущался поведением родителя. После этого скандала Мосса слегка пожурили, и попросили впредь не наказывать учеников столь сурово. В 1877 году повесился 12-летний Уильям Гиббс из школы «Христианский Госпиталь». Расследование Парламента установило, что с восьми вечера до восьми утра учителей в школе просто не было. Все что происходило, решали старосты – старшие ученики. Уильяма Гиббза невзлюбил один из старост, и ребенок сбежал из школы. Конечно же, его поймали и жестоко высекли. Сбежал второй раз. Поймали. И тогда не дожидаясь порки, несчастный ребенок повесился. Врач констатировал «самоубийство в состоянии временного умственного помешательства». Порядки в школе никто и не подумал изменить. Герберт Уэллс, с 8 по 13 лет учился в «Коммерческой академии мистера Томаса Морлея». На вопрос, что он приобрел в этом учебном заведении, пожилой писатель пожал плечами: «Разве что умение терпеть боль».



полная версия страницы