Форум » Порка и другие наказания детей и подростков. Вопросы, ответы, советы » Розга ум вострит: как наказывали детей на Руси » Ответить

Розга ум вострит: как наказывали детей на Руси

Виктория: Розга ум вострит: как наказывали детей на Руси Современное общество телесные наказания осуждает, тем более когда речь заходит о детях. А вот наши предки вопросом «пороть или не пороть» не задавались: разногласия возникали лишь в той части, с какой периодичностью это надо делать и какие подручные средства использовать. В середине XVI века установленный веками порядок был, наконец, зафиксирован письменно: на свет появились особые книги, которые буквально пошагово расписывают весь жизненный уклад русского человека. «Великие Минеи Четии» – чтение для всей семьи на каждый день года; «Стоглав» – сборник религиозных догм и правил, и «Домострой» – тщательная регламентация всего повседневного быта, четкий свод жизненных правил для каждой семьи. Монах Сильвестр – духовный наставник царя Иоанна Грозного и составитель «Домостроя» – не только давал советы о том, как, например, солить рыжики или принимать гостей. Особое внимание он уделил взаимоотношениям супругов, хозяев и слуг в семейном доме и, конечно же, родителей и детей. В своем прототипе Семейного кодекса он четко говорит о том, что главная задача любого родителя – забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Эта забота должна быть деятельной, и не концентрироваться на одной лишь финансовой составляющей. Ответственные отец и мать обязаны, прежде всего, прививать ребенку полезные качества, необходимые тому для дальнейшей праведной жизни: такие как страх Божий, уважение к старшим, вежливость, трудолюбие и соблюдение «всякого порядка». Родителям предписывается не баловать детей, а «страхом спасать, наказывая и поучая», и – «осудив, побить». Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. (Монах Сильвестр) Сильвестр учит: «Любя сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им». Кстати, те же правила, только сформулированные проще, нашли свое отражение в многочисленных народных пословицах и поговорках. Например, такой: «Дать бы тебе ума с заднего двора». В то же время составитель канонического текста предостерегает взрослых от излишней жестокости: он отмечает, что физическое воздействие должно быть умеренным и оправданным. К примеру, сечь детей предписывается в строго определенный день, например, в субботу, запрещается наказывать ребенка слишком сурово и калечить его, а также идти на поводу у своего гнева – решение о телесном воздействии должно приниматься взвешенно и объективно. Особое внимание Сильвестр уделяет тому, чтобы поберечь самооценку чада: «Жену учи до детей, а детей без людей». Этим правилам русское общество следовало веками. Невероятно, но и в просвещенном XIX веке находилось немало семей, которые жили по домострою. За одного битого двух небитых дают Розги, плети, палки, батоги – все это применялось в «воспитательных целях» не только в семьях, но и в учебных заведениях. Еще ребенка могли отхлестать веревкой с узлами, или поставить голым коленями на горох – наказание не только болезненное, но и очень унизительное. Все это делалось совершенно легально. Существовал даже специальный регламент в данном вопросе. Кстати, не стоит думать, что подобные порядки были заведены лишь в учебных заведениях для простонародья: и дворянские, и купеческие дети также не понаслышке были знакомы с розгами. В различных воспоминаниях часто повторяется один и тот же красноречивый момент: во время традиционной субботней порки часто попадало не только провинившимся детям, но и тем, кто всю неделю вел себя прилежно, – «чтоб неповадно было». Несложно догадаться, что система физических наказаний для детей была точным слепком со взрослых правил игры. В Воинском уставе великого императора Петра I перечислены не только порка кнутом и битье шпицрутенами, но и отсечение руки и пальцев, отрезание языка. По сравнению с этими пытками наказания для детей казалось просто невинной забавой. Все попытки смягчить систему, предпринимаемые Екатериной II и Александром I, убедительными не выглядели. И в XIX век в России вырастали «поротые поколения»: битье кнутом отменили лишь в 1845 году, а плети, шпицрутены и розги оставались в ходу вплоть до XX века. Удивительно, но против такого уклада никто всерьез не протестовал. Их били в детстве Император Николай I Николай I, будучи еще наследником престола, терпел регулярные побои… от своего воспитателя, графа Ламсдорфа. Тот в порыве ярости неоднократно даже бил цесаревича головой об стену. Впоследствии, став императором, Николай I запретил любое телесное наказание для собственных детей: вместо этого их ограничивали во встречах с родителями, и в питании (вместо полноценного обеда – один лишь суп). Наталья Гончарова Биография Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина, не так проста, как может показаться. С одной стороны, эта блистательная красавица получила отличное для своего времени образование, а с другой – в юности была необычно молчалива, за что ее считали простушкой. Объяснялось все просто – авторитарная мать Натальи за малейшее неповиновение жестоко хлестала своих дочерей по щекам. Позже детские переживания вылились в юношескую замкнутость. Кстати, муж Натальи, Александр Сергеевич, собственноручно сек розгами их детей. Иван Тургенев Иван Сергеевич Тургенев сам подвергался в детстве домашнему насилию. Его мать – Варвара Петровна – происходила из богатой дворянской семьи, была начитанна, образованна и эрудированна, что совершенно не мешало ей быть настоящим домашним тираном. Иван Сергеевич вспоминал: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день…без всякого суда и расправы». Впоследствии писатель «передал привет» своей матери, увековечив ее в образе барыни-самодурки из пронзительно-горькой повести «Муму». Источник

Ответов - 13

Serge de K: Виктория пишет: Розга ум вострит: как наказывали детей на Руси …. - Розгою детище дух святый бити велит… Розга убо мало здравия вредит, Розга разум во главу детям вгоняет, Учит молитве и злых всех встягает, Розга послушны родителям дети творит, Она же божественному писанию учит, Розга аще биет, но не ломит кости, А детище отставляет от всякие злости… Розга учит делать вся присно ради хлеба, Розга детище ведет вплоть до неба… Вразуми, правый боже, матери и учители Розгою детей быть ранители…

Солдат Вселенной: Ну что же такие примеры все берём? С прошлого.. Раньше и крепостное право было, и рабство. Какие то двойные стандарты. В буддизме есть классный принцип. Ахимса. Ненасилие. Вот откуда нужно пример брать.

Виктория: Солдат Вселенной пишет: Ну что же такие примеры все берём? С прошлого.. Раньше и крепостное право было, и рабство. Какие то двойные стандарты. Ага, было. Только Римское право - актуально до сих пор как образец юридической мысли. Так и Библия с Домостроем - неувядающие вещи. - Сказано - ПОРОТЬ и НЕ ЖАЛЕТЬ РОЗГУ, значит - не надо жалеть ... Солдат Вселенной пишет: В буддизме есть классный принцип. Ахимса. Ненасилие. Вот откуда нужно пример брать. Про буддизм не знаю, но и Библия провозглашает - Любовь к ближнему. Однако это ничуть не умаляет, а более того - прямо предписано для родителей в отношении "не жалеть розгу" для всоих возлюбленных детей.


Солдат Вселенной: Римское право - образец классики доказательственной базы и презумпции невиновности. До сих пор лучше никто не придумал. И заметь, институт "общественных защитников" там тоже был очень развит. А вот в Библии нет. И вообще Библия и Евангелии - это политическое оружие времён Ирода Великого и распадающийся Римской империи, когда императоры типа Трояна (если мне не изменяет память) поняли, что кидать христиан на арену со львами непродуктивно. Гораздо продуктивнее ввести подчинение и смирение к власть имущим (и веру в возмездие в час Судного дня), чем всякие там общественные процессы с последним словом и правом на аппеляцию в этой жизни. Как было принято у римлян.

Serge de K: Солдат Вселенной пишет: В буддизме есть классный принцип. Ахимса. Поэтому раз год хотя бы на пару недель погружаюсь в этот "мир" А вот индуизм мне не нравится

Солдат Вселенной: Serge de K , индуизм мне тоже не нравиться. В нем фанатизма, на мой взгляд, немало. Но вообще, я скорее всего, агностик, если подумать.

Виктория: Serge de K пишет: Поэтому раз год хотя бы на пару недель погружаюсь в этот "мир" Классно!

Tarop: Виктория пишет: В различных воспоминаниях часто повторяется один и тот же красноречивый момент: во время традиционной субботней порки часто попадало не только провинившимся детям, но и тем, кто всю неделю вел себя прилежно, – «чтоб неповадно было». Теперь понятно, откуда на Руси возникало столько смутьянов и революционеров

Виктория: Розга ум вострит, память возбуждает И волю злую в благу прелагает: Учит господу богу ся молити И рано в церковь на службу ходити. Целуйте розгу, бич и жезл лобызайте, Та суть безвинна, тех не проклинайте И рук, яже вам язвы налагают, Ибо не зла вам, а добра желают… Цитата из Букваря 1637 г. Василия Бурцова

Sakh: По видео фрагменту, учеба в СГЛА, это не школа, а следующая ступень знаний, туда принимали уже грамотных детей, можно заметить, это пороли пока учащийся не прочитает на изучить стихотворение, а это 6-8 ударов. Порол ученик, а не преподаватель, а это все же менее больно ... Цель - вести себя в учебном заведении нужно порядочно ...

Алиса АС: Виктория пишет: Этим правилам русское общество следовало веками. Невероятно, но и в просвещенном XIX веке находилось немало семей, которые жили по домострою. Не моя мысль, но где то прочитала. Так рабы веками воспитывали рабов.

Виктория: Алиса АС пишет: Не моя мысль, но где то прочитала. Так рабы веками воспитывали рабов. Расхожая фраза, не спорю. НО насколько она соответствует действительности? Да, в том виде, какими были правила Домостроя, они не применимы в настоящее время. Домострой писался под конкретную историческую эпоху и на тот момент как раз был прогрессивен. Собственно, все течет, все изменяется ..Вместе с тем, обратимся к законам философии, в частности к принципу: всякое развитие идет по спирали. Другими словами, мы раз за разом возвращаемся к "старым" идеям и взглядам, но переосмысливаем их уже на современный лад, под текущие реалии. Собственно, это как ситуация с Библией и Учением. Есть Ветхий Завет, есть Новый Завет. Для своего времени Ветхий Завет несомненно был прогрессивен, но ... пришел Иисус и принес Новый Завет. Значит ли ЭТО, что "все прошлое" (Ветхий Завет) было ошибкой? Нет! Никакой ошибкой Ветхий Завет не был! Но вот "исторического переосмысления" потребовал, под уже новые реалии общества. К чему, опять же, Я про "религию"? Собственно, подхожу к теме "розга в воспитании". Как 2-3 тысячелетия назад учение о пользе "розги" в воспитании было актуальным, так и в нынешних реалиях - "розга" актуальна. Какие бы там "новомодные" придумки на тему "гуманистического" воспитания не придумывали и не изобретали, а Розга - была, есть и будет! это как Десять Заповедей: были, есть и будут.

Tarop: Алиса АС пишет: рабы веками воспитывали рабов Возможно; за то всем доподлинно известно какое быдло в своих семьях воспитывали рабовладельцы.



полная версия страницы