Форум » Порка и другие наказания детей и подростков. Вопросы, ответы, советы » Порка и теория беспомощности » Ответить

Порка и теория беспомощности

Доценко Алена: 3 средства от беспомощности Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи. Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала. Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности. Вот такую беспомощность и я ощущала перед поркой и во время нее! А что же люди? Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически: - испытывает поражение, несмотря на все усилия; - переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют; - оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно». Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Например, получать порку.

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Доценко Алена: Если не хочешь добавки - не захочещь, а ляжешь и попу подставиь!

Виктория: Доценко Алена пишет: Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Например, получать порку. Я бы иначе сказала, опираясь на реальные случаи: нередко формируется "пофигистское" отношение к той же порке. - Выдерут и выдерут, переживу ... Именно "пофигистское" - В отличии от "беспомощного". Поясню на примере: "беспомощное" - это "учи - не учи, старайся - не старайся, а все равно выдерут ", "пофигистское" - это "выдерут и выдерут, переживу, не беда". Как вам такая классификация? P.S. К сожалению, пример пофигистского отношения списан с реальности, с одной из моих девчонок: ейный папаша настолько перестарался с постоянными порками, что ... Лизке уже пофиг: выдерут и выдерут. Ну а поскольку "как папа" у меня рука не поднимается (часто) наказывать, то порка "всего лишь ремнем" - это слезы, крики, но ... мало стимулирует в плане "исправления". А "как папа" - у меня самой внутренние барьеры настолько строго/жестоко наказывать И что делать?

Skabi4evskij: Виктория пишет: К сожалению, пример пофигистского отношения списан с реальности, с одной из моих девчонок: ейный папаша настолько перестарался с постоянными порками, что ... Лизке уже пофиг: выдерут и выдерут. вот яркий отрицательный пример применения порки как воспитательного метода .


Виктория: Skabi4evskij пишет: Виктория пишет:  цитата: К сожалению, пример пофигистского отношения списан с реальности, с одной из моих девчонок: ейный папаша настолько перестарался с постоянными порками, что ... Лизке уже пофиг: выдерут и выдерут. вот яркий отрицательный пример применения порки как воспитательного метода . Вот пример нелогичного вывода, столь характерного для противников ТН. Дело же, по большому счету, не конкретно в порке, а в неумении наказывать! Суть в том, что "наказание" - не работает. Это как с антибиотиками: не работают, не помогают, если ими начинают злоупотреблять/неверно принимать/применять. Привыкание формируется, даже к самым сильным антибиотикам. Но это ведь не значит, что конкретный антибиотик - "плох"! Плох, простите, тот идиот-неумеха, который хватается за "сильное лекарство", а знаний то - и нет, - как применять, чтобы "помогало". Или покороче и образно: плохому танцору, пардон, яйца мешают.

Доценко Алена: Мои воспитатели любовались не только моим телом, но и выражением лица. Дети очень непосредственные, особенно, когда впереди порка и не спастись! Что бы ты не делала - все равно высекут!

Roccoco: Старалась не смотреть в лицо папе, но взгляд его ощущала всегда, особенно перед наказанием, это жутко стыдно

Доценко Алена: Из моих лекций по психологии в колледже. Значение чувства беспомощности во время порки и других событий подвергалось изучению в многочисленных исследованиях, проводимых с позиций самых разных подходов и концепций. Было показано, что подростки ценят сильное чувство внутреннего контроля и стараются избежать ситуаций, которые они не могут контролировать, к которым относится домашняя порка. При этом диапазон возможных реакций на домашнюю порку весьма широк: от сильной эмоциональной реакции типа злости и защитно-оборонительного поведения до полного отказа от защитных действий, апатии и безнадежности. Так было и в моем воспитании: явсегда раздевалась и лождилась на скамью сама. Основным способом является попытка восстановления контроля, поэтому покорный аподросток модет и агрессию проявить. особенно при насправедливом наказании. Почему одни подростки покорно ложатся под ремень или розги, а другие мопротивляются, но быстро отказываются от борьбы и предаются отчаянию? Изучался показатель мотивации достижения как адаптивная реакция на порку – во всех ее проявлениях, на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровне. Оказалось, что опыт наказания за неудачи, встреча с негативными жизненными событиями может выступить надежным тормозом ожидания субъекта относительно его будущей успешности. Оказалось, выученная беспомощность это психологическое состояние, которое включает нарушения непосредственно в мотивации, желанию учиться, а также в эмоциональных процессах, возникающее вследствие пережитой подростком порки.

Jeka: Доценко Алена пишет: Значение чувства беспомощности во время порки Это вы такие лекции в колледже читаете? Это по какому же предмету?

Sakh: Jeka пишет: по какому же предмету? помнится у нас в училище одна согрупница писала диплом по теме "телесные наказания в педагогике ..." Понятно, что исторический экскурс, немного современности (по данным публикаций в периодической печати, а их было мало в начале 90-х), ну и взгляд прогрессивного педагогического сообщества :) Как-то на семинаре по педагогике обсуждали тему "поощрения и наказания", кто-то из группы делал доклад, естественно, в ходе обсуждения было отмечено, что наказания это крайняя мера, а телесные наказания не допустимы (советская педагогика официально их отвергала), тут преподаватель предложила обсудить жизненные ситуации, почти в каждом сложном случае выходило, что на помощь учителю приходили родители, которые в итоге и должны были повлиять на ребенка, т к. действенных рычагов у учителя нет и не было (оставление после уроков, то немногое, что было, но в начальной школе, при наличии ГПД это тоже не аботало, т к. дети все равно в классе до 17 ч), преподаватель усложнила задачу - дети не домашние, а детдомовские (нашей группе это было не актуально, а вот соседней вполне, их готовили в том числе для работы в интернатах и детдомах), у детей ничего своего практически нет, чтобы чего-то лишить, запрет на прием пищи и прочих жизненно необходимых вещей - незаконен, но проблема есть, вот она стоит перед тобой, и отказывается выполнять установленные требования (мне ничего не сделаете ...), были ответы, отправить к завуч, директору ... А дальше, типа их головная боль. Усложнили задачу, что мы выступаем завучем или директором и к нам привели такого неслуха, наши действия ... Все замолчали ... И тут наша препод выдала, что иногда ремень важен и нужен, в крайних случаях ... Самое страшное, это отсутствие внимания и равнодушие ... Урок закончен ...

Элла: В принципе, конечно, ничего другого и не остаётся. Если растишь ребёнка в трудных условиях, как это было в девяностые годы. Было не до сладостей, удовольствий, с трудом доставала средства на покупку одежды и обуви. Ребёнок-то рос. Гаджетов, компьютеров тогда не было у нас. Моего двоюродного брата наказывали лишением прогулок, но это тоже не полезно для здоровья, бывать на свежем воздухе надо.

Доценко Алена: Jeka пишет: Это вы такие лекции в колледже читаете? Это по какому же предмету? Это из лекций по психологии

yejik: Виктория пишет: Я бы иначе сказала, опираясь на реальные случаи: нередко формируется "пофигистское" отношение к той же порке. - Выдерут и выдерут, переживу ... Так вот это как раз и есть яркий пример выученной беспомощности. Ребенок для себя решил выдерут и выдерут переживу. У него не возникает мысли что существует вариант когда не выдерут. Он с раннего детства приучен что его будут бить. Он покорно снимает штаны и получает ремня не зависимо от того считает он себя виноватым или нет. У него не возникает мысли как то пресечь это битье. Обратится куда либо за помощью. Он покорно это принимает. И скорее всего даже будет защищать своего агрессора в случае если помощь придет в результате жалобы соседей и тп. Тут оба примера одинаковы в плане выученной беспомощности. Что там покорно принимается порка, что тут.

Доценко Алена: Теория выученной беспомощности подразумевает, что психологические заболевания, такие как депрессия, могут возникать из-за предполагаемого отсутствия контроля над вытекающими последствиями из психотравмирующей ситуации (проще говоря порки) в будущем. Таким образом, это цикл, когда подросток переживает телесное наказание или другие отвратительные воспитательные события, развивается «воспринимаемое» отсутствие контроля над такими событиями, а затем приводит к твердому убеждению в беспомощности в отношении таких событий и что бесполезно меять свое поведение ибо все равно высекут!

yejik: Доценко Алена пишет: развивается «воспринимаемое» отсутствие контроля над такими событиями, а затем приводит к твердому убеждению в беспомощности в отношении таких событий и что бесполезно меять свое поведение ибо все равно высекут! Полностью согласен. И некоторые родители которые выделяют для порки специальный отдельный ремень, который никто не носит. Делают всякие лавки, средства фиксации убеждают в этом ребенка. Давая понять что это не единственная порка, их будет еще много.

Доценко Алена: yejik пишет: Делают всякие лавки, средства фиксации У меня была не всякая! У меня была из крашеных толстых досок. И ремешками привязывали. Это Иринка по Новикову воспитательные лавки из табуреток изобретает. И чувствовала я себя на этой скамье просто ужасно!



полная версия страницы