Форум » Обмен опытом » Шефство старшего ребенка над младшим. Об одном опыте » Ответить

Шефство старшего ребенка над младшим. Об одном опыте

Виктория: Вначале коротко общие рассуждения. Не секрет, что нередко бывают ситуации, когда Старшему ребенку поручают "шефство" (присмотр и пр.) над Младшим ребенком. В той же семье, отношения между старшими и младшими детьми, особенно при значительной разности в возрасте. От банальных прогулок и до контроля/помощи с то йже учебой или даже поведением. К примеру, оставляют Старшего и Младшего одних дома и говорят Старшему: Смотри! Спрос с тебе, присматривай за братом/сестрой. Лично у меня с сестренкой так и было. Рассказывала не раз об этом. Так что, по этой части. Если есть соображения, личные воспоминания по поднятому вопросу, - предлагаю поделиться! Теперь о недавнем эксперименте. Опуская временно лишние подробности, изложу только суть. Старшая и Младшая, 14 и 9. Были причины, что решила попробовать: поручить Старшей помогать Младшей с учебой. (Нашла чем заинтересовать-промотивировать, об этом как нить отдельно). Вначале коротко объяснила Старшей "что и как" делать и провела эксперимент в 2 занятия. Относительно неплохо, Тогда уже более серьезно объяснила Старшей "как организовывать занятия", поставила конечную Цель (что считать за конечный результат), уточнила ряд орг. моментов. В частности, был и такой: А если Младшая начнет таки упираться и не слушаться меня? - Ну что, объяснила-прояснила и этот момент. Не вдаваясь сейчас в подробности (это отдельная тема к обсуждению), Младшая после нескольких попыток "не послушаться" все же сделала выводы - нужно слушаться и делать что сказано. Не сразу, н к концу где то 2-3 недели получилось неплохо! Что за критерии? - Все просто, училка Младшей признала очевидные положительные сдвиги с Младшей. Интересно, что в интернете сейчас наткнулась на интересный опыт на аналогичную тему. Там девушка-подросток (тоже 14-15 лет) вполне успешно даже занималась репетиторством (мама ее сама репетитор и тоже попробовала привлечь дочь к аналогичному). - Получилось (с их описаний из блога в инете). Что мне еще понравилось из моего эксперимента? - Старшая, вдумчиво втолковывая, периодически, Младшей про "надо стараться" и бла-бла, сама тоже "дисциплинировалась" и стала больше стараться с собственной учебой. Проговаривала и доносила до Младшей "как надо", а получалось что и сама себя тоже "воспитывала".

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Roccoco: Отчасти напоминает шефство в школе, как было раньше.

Виктория: Roccoco пишет: Отчасти напоминает шефство в школе, как было раньше. Да. И в литературе можно найти описание подобного опыта.

Илья: В своей семье шефства я не представляю. Все по дружбе и любви. Был, правда, случай, когда мелкая сверзилась с лестницы после прямо высказанной просьбы старшему присмотреть за сестрой. Которую он можно сказать проигнорировал из-за того, что такая жизнь его уже порядком достала, но это такое... недоразумение В принципе они на равных даже при разнице в возрасте. И - помогать с уроками - боюсь, это значит половину решить за младших, чтоб побыстрее освободиться всем.


Виктория: Илья пишет: Все по дружбе и любви. Непонятна сама постановка. А почему должно быть не по "дружбе и любви"? Или не "на равных"? Но и разумно/логично/естественно, чтобы Младший прислушивался к Старшему, именно так. Но, в отдельных случаях, Старший должен иметь возможность и заставить Младшего подчиниться. Как угодно, лучше - силой своего авторитета. Сел - и учишь уроки! Нельзя то то и то делать! и т.д.

Roccoco: В многодетной семье такое вполне быть может. Мне не повезло, воспитывалась одна.

Илья: Виктория Сел и учишь уроки - не про нас. Не лезь туда, не делай того - возможно. По голове бить запрещено. Roccoco О счастье жить многодетной семьей наш старший бы поспорил. Но то что он не остался единственным, ему однозначно повезло. Мы бы его одного завоспитывали в ноль.

Стэн Марш: Это разные вещи совсем - такого рода отношения между посторонними или между братьями/сёстрами. И результат будет различным. В семье труднее «шефство» внедрить, для старших это будет в любом случае обузой, особенно, если родители злоупотребляют этим.

Синеглазка: Сколько знакомых, которых родители привлекали к такому «шефству» в детстве, ни одного не помню, чтобы доволен был, все только плевались. Всем хочется своими делами заниматься, а тут сиди с мелкими, уроки с ними делай.

Виктория: Стэн Марш пишет: В семье труднее «шефство» внедрить, для старших это будет в любом случае обузой, особенно, если родители злоупотребляют этим. Синеглазка пишет: Всем хочется своими делами заниматься, а тут сиди с мелкими, уроки с ними делай. Согласна, нередко "старшие" дети плюются и не хотят себя обременять. Вопрос в мотивации. И мотивация должна быть - положительной (не наказания за "не досмотрел" ). Я лично нашла для Старшей такую мотивацию, Старшая осталась довольна. Младшая поначалу ей не понравилось, но ... тоже оценила, что лучше все же ей своевременно помогут с учебой, чем потом ее накажут за "неуды".

Синеглазка: Виктория пишет: Вопрос в мотивации. И мотивация должна быть - положительной (не наказания за "не досмотрел" ). Я лично нашла для Старшей такую мотивацию, Старшая осталась довольна. Ну, что за мотивация? Похвастайся, раз так действенно. Лично я лучше, чем «не сделаешь - получишь по шее» мотивации не знаю. Эта уж точно работает.

Виктория: Синеглазка пишет: Ну, что за мотивация? Похвастайся, раз так действенно. Финансовая, если коротко. Почему и нет? Поставила конечную Цель и вознаграждение за выполнение. По сути - репетиторство за помощь мелкой соседке, папа мелкой и оплатил/сделает подарок. Чего бы и не помочь?

Синеглазка: Ну, это уже никакая и не мотивация, а просто оплата труда. Я то думала

Виктория: Синеглазка пишет: Ну, это уже никакая и не мотивация, а просто оплата труда. Я то думала В данном случае - да, фактически оплата. Но не вижу ничего плохого, если и среди родных братьев-сестер использовать такой же подход: поможешь младшему с учебой, конкретно - вот такие и такие конечные результаты (например, "без двоек" или "исправить тройки в четверти") - получишь новый айфон/оплату он-лайн интернет-игры и пр. Я и пишу - положительная мотивация. А с младшим - наоборот: ремня получишь, если старший пожалуется, что ты не занимаешься и не слушаешься его.

Синеглазка: Виктория пишет: Но не вижу ничего плохого, если и среди родных братьев-сестер использовать такой же подход: Кто б спорил, что деньги - лучшая мотивация. Виктория пишет: А с младшим - наоборот: ремня получишь, если старший пожалуется, что ты не занимаешься и не слушаешься его А если дело не в младшем? Если старший просто мозгами не тянет? Или объяснять не умеет? Или старший учился по одной программе, а младший совсем по другой учится, и там, к примеру, определенные требования к ходу решения задач? Как тогда?

Виктория: Синеглазка пишет: А если дело не в младшем? Как тогда? На то и нужен Родитель, чтобы организовать процесс, напомню- я как писала: Виктория пишет: Вначале коротко объяснила Старшей "что и как" делать и провела эксперимент в 2 занятия. Относительно неплохо, Тогда уже более серьезно объяснила Старшей "как организовывать занятия", поставила конечную Цель (что считать за конечный результат), уточнила ряд орг. моментов. Я неплохо сама себе организовывала в школе учебный процесс Потом на сестренке потренировалась. А когда в институте училась, то какое то время занималась репетиторством. Так что ... знаю как и что организовать.

Синеглазка: Виктория пишет: Так что ... знаю как и что организовать. Не сомневаюсь, что ты знаешь, как организовать, как проконтролировать и что сделать, в случае неверного хода действий Но Катька (или как ее там) из села может быть просто неспособной))

Виктория: Синеглазка пишет: Но Катька (или как ее там) из села может быть просто неспособной А там скорее было регулярно контролировать и не давать филонить. А училка в школе на что? Если не запускать, то и наверстывать не придется. Да и чего уж особо заморачиваться с 3-им классом? Что там можно не суметь объяснить доступным языком? Синеглазка пишет: и что сделать, в случае неверного хода действий Тоже интересный вопрос. Какие давать полномочия Старшей? Жаловаться и стучать: А вот меня не слушается? Не особо красиво. Поэтому, в определенных границах, и с этим вопросом можно доверить Старшей самой разбираться. Да, скользкий вопрос, но и - почему нет? В определенных границах.

Мария: Для меня это обязанностью было учить уроки с братом, он на 5 лет меня младше. Это не обсуждалось, никак не мотивировалось. Учились мы оба посредственно, правда родители и не спрашивали никогда отличной учебы, вообще можно сказать не интересовались учебой и оценки не проверяли, на собрания не ходили. Не второгодники и ладно.

Roccoco: Вот повезло Марии с братом! Мне бы таких родителей!

Мария: Roccoco пишет: Вот повезло Марии с братом! Мне бы таких родителей! Да уж, очень повезло. За тройки не лупили, зато других поводов было море.

Виктория: Мария Мария пишет: За тройки не лупили, зато других поводов было море. И что тогда за поводы? Хулиганили? В школе или дома?

Roccoco: Ну всё-таки большое снисхождение по учебе тоже немаловажно

Мария: Виктория Ага. Шалили Слишком громко играли или бесились или на кроватях прыгали. Например, пол не подмели или посуду не помыли. Или брат на меня наябедничал по поводу или без. Я тут уже много писала об этом. Roccoco Возможно. Но по-моему и без этого ремня было многовато, обидно ещё что за всякую ерунду,

Dr. Son: Я лично против, чтобы на старшего ребёнка спихивали обязанности по уходу за младшим. И мотивация для старшего тут также очень сомнительна. В любом случае это обязанности родителей, никак не относящиеся к старшему ребёнку.



полная версия страницы