Форум » Обмен опытом » Как убедить подростка хорошо учиться и не испортить с ним отношения? » Ответить

Как убедить подростка хорошо учиться и не испортить с ним отношения?

Admin: Как убедить подростка хорошо учиться и не испортить с ним отношения? Источник Для многих подростков год дистанционного обучения стал испытанием, которое сказалось в том числе и на успеваемости. Стоит ли родителям контролировать оценки детей и проверять у них домашку — или лучше переложить ответственность на самого ребенка? Разбираемся с психологом Анной Печенкиной. Вопрос: Надо ли требовать от ребенка хорошей̆ успеваемости — или же пусть учится так, как у него получается? Моей дочери 12 лет, она учится в 6-м классе. После прошлогоднего дистанционного обучения она начала потихоньку скатываться с пятерок на четверки. Когда я проверяла, спрашивала, требовала и наказывала, у нас портились отношения, зато успеваемость сразу подтягивалась. Сейчас я не ругаю ее за принесенную тройку или даже двойку, полностью переложила ответственность за учебу на саму дочь. Улучшений в учебе, естественно, нет. Боюсь, что постепенно с четверок мы такими темпами съедем на тройки. Конечно, в четверке нет ничего страшного. Но ведь нет и стремления к знаниям и учебе. Как быть, где найти золотую середину, чтобы и с подростком остаться в хороших отношениях, и с учебой все было в порядке? Ответ: Чтобы разобраться в проблеме и найти хорошее для обеих сторон решение, думаю, маме для начала стоит разобраться, что такое подростковый возраст и как в это время развивается ее дочь. Каждому возрасту ребенка соответствует своя ведущая деятельность, решающая возрастные задачи. Например, ведущая деятельность возраста 3–6 лет – игровая; ребенок в этот период играет, примеряя на себя различные роли из взрослой жизни. Ведущая деятельность возраста 7–11 лет – учебная; именно в этот период большинство детей учатся с удовольствием, любознательны, много чем интересуются. Задачи подросткового возраста – приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного пола, вхождение в группу сверстников. Поэтому в этот период общение для них выходит на передний план. С 12 до 16 лет мозг подростка интенсивно развивается. Особенно активные изменения наблюдаются в префронтальной коре, отвечающей за самоорганизацию, саморегуляцию и рациональное поведение. Мама описала два сценария своих отношений с дочерью. В одном она полностью контролирует процесс обучения, наказывает за неуспеваемость, и ситуация с оценками улучшается. Но это только с одной стороны. А с другой — это не способствует формированию у дочери самостоятельности, ответственности, навыков самоорганизации и контроля. Все эти функции мама берет на себя. Подросткам нужна самостоятельность, им важно научиться делать правильный выбор, важно ошибаться и извлекать уроки из ошибок, учиться анализировать последствия событий, контролировать свою работу. Во втором варианте родитель единоразово полностью передает ответственность за самоорганизацию, решение всех учебных задач и контроль, а подросток к такому тоже еще не готов. Особенно если ранее речь шла только о первом варианте. То, что девочка не справляется, — это естественно. Чтобы найти лучшее решение, на мой взгляд, лучше совместно с дочерью сесть и обсудить: * Проблемные моменты в том варианте, когда ответственность полностью на ней. В чем еще ей нужна помощь мамы? В каких задачах она может опираться на помощь взрослых, если не справляется сама? По моим наблюдениям, подросткам до 15 лет трудно дается самоорганизация учебного процесса в онлайн-формате. Им трудно, особенно если не было такого опыта ранее. И многие просели по оценкам именно в этот период. * Принятие того факта, что девочка может не справляться, будет ошибаться. Но именно через промахи она учится брать на себя ответственность и отвечать за свои решения и поступки. Я бы рекомендовала сместить внимание с того, что не удалось, на то, что получается. Хвалить и отмечать это: «Смотри, по этому предмету тебе удалось улучшить оценки», «Молодец, тебе удалось выполнить трудную домашку, с которой раньше мы справлялись вдвоем» и т. д. * Готовность дочери взять ответственность и пробовать справляться самостоятельно. Можно обговорить и даже прописать это. В случае промаха не наказывать, а разбирать ошибку. Почему не получилось? Что могло бы помочь? Каких навыков не хватает? Подростки боятся своих ошибок и поэтому склонны скрывать то, что у них не получается. * Предметы, которые даются труднее других. Ведь если игнорировать их, задача по следующему восстановлению знаний и оценок покажется непосильной. Хорошо бы придумать совместный план, подключить репетиторов или обговорить дополнительные занятия с учителем. Так мама сможет передать ответственность поэтапно. Подросток постепенно сформирует навыки самостоятельности и будет брать на себя все больше ответственности. Подростку важно ощущать: я взрослый, я справляюсь. Уход от чрезмерного контроля и наказаний позволит сохранить контакт и более теплые отношения между детьми и родителями.

Ответов - 4

Ауди: Мне кажется, онлайн-формат многое осложняет. Требуется самоконтроль и во время занятия, и для ДЗ, а в обычном режиме контроль во время занятия осуществляет педагог, детям проще.

Илья: Никак не убедить: либо учится ребенок, либо нет.

Виктория: Илья пишет: Никак не убедить: либо учится ребенок, либо нет. Что за упаднические настроения? И вопрос что понимать под "хорошо учиться"? Короче, можно найти некую договоренность с ребенком, которая устроит и его, и родителей. В идеале - с минимумом угроз, а через стимулирование. Но и наказание за лень, упрямство должно быть! Психолог как раз и дает 4 совета: "Чтобы найти лучшее решение, на мой взгляд, лучше совместно с дочерью сесть и обсудить" (см. текстовку). - Как это все проделать и что обсуждать с ребенком.


Илья: С некоторыми обсуждать можно до посинения. Родительского лица или ребенкиной , как пойдет.



полная версия страницы