Форум » Обмен опытом » Девушка из глубинки - мамины оладушки и "пирожки" » Ответить

Девушка из глубинки - мамины оладушки и "пирожки"

Девушка из глубинки: По традиции в субботние и воскресные утра меня никто не беспокоил: пусть ребёнок выспится как следует. Но эта суббота не совсем обычная: часам к 11 папа с мамой должны быть в моей школе на родительском собрании. Поэтому где-то в полодиннадцатого они тихонько вошли ко мне в комнату: «Натуся, мы уже пошли. Завтрак на столе, пока!» Я сладко потягиваюсь и улавливаю с кухни запах моих любимых яблочных оладьев: по давнишней традиции, если родители вместе куда-то уходят, то мне «в утешение» готовят что-нибудь особенно любимое. Мне 8 лет, я хожу во второй класс, а на улице весна. Но только за ними закрылась дверь, как предвкушение оладьев и свободного дня стало вытесняться беспокойством: ушли же они не куда-нибудь, а … Далеко не все мои школьные проделки за последние, например, пару недель, заносились в дневник – да и дневник я иногда «забывала» дома и не подавала Клавдии Николаевне. А ведь она, как пить дать, расскажет о них маме с папой, и тогда… Я покосилась на стул, стоявший около моего стола, за которым я готовила уроки. Этот стул из какого-то старого гарнитура, тяжёлый и основательный, был о ту пору у нас дома предметом даже не двойного, а тройного назначения: с давних пор, ещё до того, как я пошла в школу и по сей день, на него усаживались мама или папа, чтобы почитать мне перед сном книжку. Вот уже почти два года, сидя на этом стуле, я корпела над уроками. Ну, а с прошлого лета (т.е. по меркам моей восьмилетней жизни, достаточно давно) в самых «особенных» случаях мама стала использовать этот же стуле для моих «строгих наказаний». Т. е. раскладывала на нём и порола ремнём… До 12 лет порол меня иногда и папа. Но он в подобных случаях уводил меня к себе в комнату, где я должна была перегнуться через мягкий подлокотник дивана. Стул же использовала только мамуля, и только до примерно девяти с половиной моих лет, когда считала, что я заслужила «маминых пирожков». (После третьего класса грозное мамино «Готовься!» означало уже укладывание на кровать, да и выражение «пирожками накормить» уступило место обычному «высечь».) Мысль о том, что уже через полчаса-час родители будут беседовать с Клавдией Николаевной, отогнала остатки сна. Я пыталась оценить, тянут ли мои последние проделки на «особенный» случай … или всё обойдётся. Конечно, очень успокаивало то, что «нас» у Клавдии Николаевны аж 25 человек – едва ли она будет на собрании так уж много времени уделять именно мне. Да и забыть она что-то вполне может… Успокоив себя такими рассуждениями, я оправилась на кухню. Оладьи были ещё тёплыми (мама их жарила не с вечера, а специально встала минут на сорок раньше), да ещё и политые моим любимым сливовым джемом. Управившись с ними, я переоделась «в уличное» и пошла на площадку около дома. «Резиночка» и «классики» отогнали остатки тревоги, иногда лишь вспоминала о том, что все собрания рано или поздно заканчиваются. И вот сидя на верху «горки», я увидела родителей, подходящих к дому. Почему они не улыбаются, когда на дворе такой прекрасный апрельский день?! «Наташа, поди-ка сюда! Домой пора.» Это папа. Мама же прошла молча, что тоже ничего хорошего не сулило. Так молча мы и зашли домой. Бросив взгляд через кухонную дверь, мама сказала: - Тарелку, кстати, за собой вполне могла бы сама помыть… Переодевайся в домашнее. Через несколько минут, когда все переоделись, я услышала не предвещающее ничего хорошего мамино: - Иди-ка сюда, красавица. Нужно с тобой поговорить. «Красавицей» меня называли только если сердились. Обычно я для родителей Натуля, Натушка, Натуся… - Ну, усаживайся. Ничего не хочешь нам сама рассказать? Ах, вот оно что! Да откуда же я знаю, о чём они успели узнать, а о чём нет?! - Ну, я за последнюю неделю несколько раз забывала домашку… - Забывала? ГДЕ забывала? - Вообще забывала … Я не очень эти последние темы понимаю. - Как-то это странно звучит, Наталия, ты не находишь? – Это вмешался папа. – Если ты чего-то не понимаешь, так об этом, как раз, и не следует забывать. Да и я всю эту неделю был в вечернюю смену – что тебе мешало спросить меня? Разобрались бы вместе. - Прости, в следующий раз обязательно спрошу! - Так ведь мы с тобой и делали уроки всесте все эти дни! Но в дневнике про те здания ничего не было. - Ой, я их не успела записать! - Клавдия Николаевна всегда задание на доске записывает. Видать, ты уж очень на перемену спешила… Я молчу. А что тут скажешь? - Ну, хорошо. Точнее, плохо. А ещё что припомнишь? - Про музыку, что-ли? - Да, и про неё. Что тогда на уроке произошло? - Да ничего такого… Просто мы немножко смеялись в классе. - Наташа, не юли! Рассказывай всё, как было. Что такое «смеялись»? Хочешь не хочешь, пришлось мне рассказать, как мы «доводили» безответную учительницу музыки. Её предмет никто не считал важным, да и строгой быть она не умела – просто стучала пальцами по клавишам, если мы уж очень шумели.А когда на прошлой неделе она стала с нами разучивать новую песенку, мы начали «беситься»: сначала под шум пения обзывать друг друга, а потом кидаться скомканными бумажками. Ну, не одна я – но и я тоже. - Наташа, совесть у тебя есть? – вмешалась мама. – Вспомни: вы «доводили», как ты говоришь, Марину Владимировну не в первый раз, а она на вас даже не жаловалась никогда! Просто в тот раз вы так орали, что завуч на шум заглянула в класс. Где ты, кстати, в этот момент была? - Я… На стул встала. Чтобы в Воронина ластиком бросить… - Ну и как – развлеклись, детки? А каково всё это Марине Владимировне? - Плохо… - не найдя ничего умнее, протянула я. - Ну, ещё вспоминай. Больше никого не обидела, прелестное дитя? Значит, они и про Витьку Сёмкина из 2-го «Б» знают! - Мама, Витька сам виноват! Он сначала позвал Машу с Серёжкой к себе смотреть видео, а потом вдруг передумал! - Ну, он вам ничего не обязан. А вы что сделали? - Отобрали у него мешок со «сменкой» и забросили на дерево. А он чего-то разревелся. Он что, нажаловался? - Витя никому не жаловался. Просто вахтёрша увидала, как вы всё это вытворяли – она же ему и помогла мешок с обувью достать с дерева. А даже если бы пожаловался, разве это было бы неправильно? Вы втроём издеваетесь над ним, а он терпеть должен? Я молчу, разглядывая пол под ногами. И мама с папой молчат. - Ната, зачем ты вообще в школу ходишь? – вдркг заговорил папа. – Про учёбу ты регулярно «забываешь», зато всегда не прочь нашкодничать! Как ты считаешь, ты заслужила наказание? - Заслужила… - с готовностью пробубнила я. А потом с последней надеждой в голосе – А какое? Ох, только бы оставили просто на выходных дома! Это ещё пережить можно, дома мне так уж и скучно. - Ната! – говорит мама, и в её голосе слышится металл. – Тем, кто доводит до слёз других, иногда и самому полезно немножко поплакать. Поэтому наказать тебя придётся строго. Марш к себе в комнату! И готовься поживей – «пирожки» тебе будут … с пылу, с жару! Я с хныканьем иду в свою комнату и сажусь на кровать. Чуточку помедлив, решаю хоть немного «приготовиться» (чтобы маму лишний раз не злить) – снимаю домашние шортики с кофтой и остаюсь в колготах и рубашке. Через несколько секунд слышу, как скрипит дверь шкафа в прихожей – мама достаёт ремень… Зайдя, мама окидывает взглядом комнату и меня. Увидав, что кровать с утра так и не застелена, слегка качает головой и усмехается: - Так, Ната… Вижу, что наказываю я тебя слишком редко: ты успеваешь с прошлого раза позабыть, что от тебя требуется. Мама как-то торжественно берёт стул, переставляет его от стола на середину комнаты и складывает ремень вдвое. - Ну, красавица, чего ждём? - Мамочка, ну пожалуйста! Я же и так всё-всё поняла!! - А скажи-ка, Наташа: есть ли хоть что-нибудь такое, о чём ты не слыхала раньше и поняла только сегодня? Что именно?! Что нельзя издеваться над теми, кто послабее? Что уроки срывать нельзя? Что домашние задания нужно записывать и делать? Что из этого ты раньше не знала? - Ну, знала … Но уж теперь никогда-никогда… - Ната, голова у тебя вполне умная, грех жаловаться. Беда лишь в том, что свою голову ты не слушаешь. Трудно Наташиной голове, когда она одна… Поэтому пусть ей помогает попа! Давай поживее спускай до колен всё лишнее и укладывайся. Я в последний раз смотрю на маму. А вдруг… Но нет, лицо у неё строгое. Понимаю, что упрашивать дальше смысла нет. Начинаю хныкать совсем обречённо, встаю с кровати, запускаю пальцы под резинку колготок, стягиваю их вниз вместе с трусиками и ложусь пузом на мягкое сидение. Теперь попа оказывается вверху, а голова свисает к полу. Через миг чувствую, как мамина рука поднимает края моей рубашки куда-то к лопаткам и ложится на заголённую спину чуть выше того места, которое будет «помогать голове». - Давай-ка – ручки за ножки! Через свисающие вниз волосы успеваю посмотреть маме в лицо. Но она уже мне в глаза не смотрит, а поэтому то строгое и «металлическое» лицо, которое она всегда надевает перед наказаниями, сменяется обычным – маминым. Даже немного усталым. Я изо всех сил стискиваю ножки стула руками» и тут же на выставленную попку шлёпается первый мамин «горячий пирожок». От жгучей боли я начинаю верещать, повторяя бесконечные «не буду» и «не надо». Ремень ещё несколько раз размеренно хлопает по мне. Вдруг мама останавливается: - Ну что, уроки срывать будешь? Показывать учительнице, что ты её в грош не ставишь, будешь? Я, разумеется, истошно кричу, что нет, что никогда-никогда… Мама снова взмахивает ремнём, и ещё пять «с пылу горячих» ложатся от поясницы до ног. - А вредничать всей стаей на одного будешь ещё? Ну, представь, что это у тебя обувь отняли! Чтобы ты или вокруг дерева прыгала, или по грязи в сменных сандаликах домой шла. Что – приятно было бы? - Не-еет! Я всё поняла! Не надо больше!! Я вижу, как мамина рука с ремнём поднимается снова, не выдерживаю и хватаюсь левой рукой за настрадавшуюся «половинку». - Ну, мамочка, ну, прости!! Мама наматывает ремень на руку так, что свисает только короткий сдвоенный хвостик, берёт меня за руку и несколько раз несильно хлопает меня этим сдвоенным кусочком ремня по ладошке. - Ну-ка немедленно ляг как следует! Я с рёвом подчиняюсь, и ремень уже в полную длину снова начинает хлестать. Но теперь он попадает на и без того горящие места, мне так больно, что я уверена, будто кожа уже наверняка треснула. Боясь снова отрывать руки от ножек стула, начинаю отчаянно вертеть попой и скакать обеими ногами на полу. Но мамина рука крепко прижимает меня к стулу и ремень ещё пять раз впечатывается в ягодицы. После чего снова пауза. - Когда задание дают на дом, что нужно делать? - Выполнять!! И всё записывать!!! - Правильно. Можешь минутку передохнуть, но порка ещё не окончена. Я уже двумя руками начинаю судорожно тереть попу. А вверху надо мной снова звучит мамин голос – только теперь уже не так сердито. - Ну что, Натаха! Видишь, до чего ты сама доводишь. Могли бы уже давно в парке гулять. А вместо этого видишь, чем маме приходится заниматься! И тебе радости мало. Что нужно в другой раз делать, чтобы не приходилось тебя так наказывать? - Не обижать никого! Не дразниться! Слушаться в школе! Уроки делать! - Хорошо. Надеюсь, ты все свои обещания будешь выполнять. А теперь ещё тебе последние пять «горячих» - для лучшей памяти. - Ну, я же и так всё поняла!! Не надо!!! - Чтобы ещё лучше поняла. Давай поживее берись руками, как следует! Подставить нахлёстанную попу под ремень снова, когда боль уже чуточку уменьшилась – это ещё труднее, чем лечь в первый раз! Я громко реву, но слушаюсь. - Давай, Натаха, ещё немного, и всё. Давай считать. Один! Ремень громко хлопает, и мне кажется, что на попе развели костёр. - Терпи, Ната, терпи! Два! Три! Последние пять раз мама шлёпает медленнее – чтобы «лучше до головы доходили». Наконец мне выданы все пять. - Всё, Ната, можешь вставать. И было бы правильнее, если бы ты застелила, всё-таки, кровать и помыла за собой тарелку. Мама выходит. Я всё ещё плача поднимаюсь со стула и ложусь животом на кровать. Лежу ещё минут десять всхлипывая и потирая наказанное место. Жжение утихает, и я понимаю, что ничего такого уж «там» нет. Кожа не лопнула, просто слегка припухла. Для верности открываю створку своего шкафа и рассматриваю себя сзади. Да нет, всё как в другие разы - просто попа красная, как помидор, и видно несколько вспухших полосок. Осторожно натягиваю колготы с трусиками, застилаю кровать и иду мыть тарелку. Родители сидят на кухне. - Наташа! – папин голос звучит уже совсем по-домашнему, вполне ласково. Я подхожу и становлюсь между папиных колен. - Наташа, если бы ты в понедельник попросила прощения у Марины Владимировны и у Вити … По-моему, это было бы правильно. А ты сама как считаешь? - Да, обязательно попрошу. Я знаю, что я им навредила… Мамина рука ложится мне на макушку: - Вообще-то мы знаем, что ты девочка хорошая. Поэтому особенно обидно, когда … вот так … всё получается. - Я … не буду так больше. Правда! Я уже хорошо понимаю разницу между «не буду» до порки и после. Первое – это когда видишь ремень в маминой или в папиной руке, когда тебе страшно, и ужасно хочется, чтобы «в самый последний разик» поверили. А второе – это когда меня уже простили , когда я снова Натуся, Натушка… И очень хочется, чтобы так и было … всегда. - Верим, Натуля, верим! Ну что, сейчас пообедаем – и в парк? В парк идём все втроём, по дороге едим мороженое. Дальше начинаются обычные для таких походов качели-карусели. Увидал бы нас кто со стороны – нипочём бы не догадался, что эту счастливую девочку несколько часов назад довольно крепко высекли. Постепенно я и сама забываю про то, что приключилось со мной утром. Только чувствую слабое пощипывание, когда сажусь на жёсткое сидение качелей или карусели. Но к воскресенью не будет и его. Вечером уже в пижамке я забираюсь под одеяло, а мама снова отодвигает от стола «тот самый» стул. Садится на него и читает мне «Братьев Гримм». Где-то на сватовстве Эльзы я засыпаю. Что ещё сказать? Секли меня в детстве достаточно регулярно со второго класса по девятый. В какие-то периоды почаще, а когда пореже. Конечно, лет в 13 – 15 я считала себя уже «большой», но когда дело доходило до ремня, то боялась его так же, как и в во втором классе. Хотя, разумеется, порка бывала уже и «окрашена» иначе (фактор стыда, конечно, усиливался с возрастом), и сама мама гораздо больше расстраивалась, если ей в очередной раз приходилось «выполнять неприятную мамину обязанность». Но обид особых не было и тогда – не осталось их и после. Да, провинилась и наказали… Делать из порки трагедию у нас дома принято не было. Детство своё считаю вполне счастливым, вспоминаюего с нежностью. И с родителями отношения – дай бог всем.

Ответов - 27, стр: 1 2 All

Виктория: Девушка из глубинки , рассказ автобиографичный, из собственного детства, или художественная фантазия?

Девушка из глубинки: Про меня, "с натуры".

Виктория: Девушка из глубинки пишет: Про меня, "с натуры" Интересно рассказываете. А собственные дети есть? Как сами воспитываете, расскажите!


Девушка из глубинки: Да, есть. Я как-то про них упоминала здесь. Дочке сейчас столько же, сколько мне было на момент описываемых событий. Сынуле на год больше - он третьеклассник. Ещё дочь мужа от первого брака в ВУЗе учится, но она живёт отдельно. Как-нибудь и про них расскажу ещё.

Александр А: Девушка из глубинки пишет: Про меня, "с натуры". Здравствуйте. Почитал.Хороший рассказ. Да художественный стиль присутствует, ну а как же без него.Писать казенным языком это не интересно и скучно. Вспомнились свои школьные годы, особенно первое знакомство с помощником по учебе и поведению в начальной школе, да и после уже в старших классах. А что касается родительского собрания, то да как правило после этого, дома заканчивалось серьезными внушениями по одному месту. Правда не всегда, но довольно часто. Будет время напишу о себе.Так что спасибо вам за интересный рассказ.

Сништ: Видимо, это было ещё до электронных дневников? Разве тогда не все по субботам учились?

Александр А: Сништ пишет: Видимо, это было ещё до электронных дневников? Разве тогда не все по субботам учились? В наше Советское время про электронные дневники или журналы не кто и не слышал.Положишь дневник дома на стол и ждешь .....!!!!. В школе классная покажет родителям журнал и электронная почта не нужна. А журналы в те времена были хорошие и по весу, и размеру. Бывало и прилетало этим журналом по голове на уроках за плохое поведение. А что касается учебы по субботам, то да как правило все дружно к 8 ч. 30 мин шли на уроки. Во всяком случае у нас так было. Может где то и были исключения (выходной суббота) в начальной школе, но я что то не припомню.

Duxe: Сништ пишет: Видимо, это было ещё до электронных дневников? Разве тогда не все по субботам учились? Я училась с бумажным дневником и никогда по субботам.

Sakh: Сништ пишет: ещё до электронных дневников? Разве тогда не все по субботам учились? В начале 2000-х электронных дневников ещё не было, ну или были не у всех, а по субботам начальная школа не во всех классах училась ...

Девушка из глубинки: 8 лет мне было в 96-м.

Сништ: Девушка из глубинки пишет: 8 лет мне было в 96-м. Да, были шансы, что родители хоть о чём-то не узнают. Самое мерзкое для меня было - понимать, что я ещё в школе, а мать уже знает о том, что я получила двойку. Или я ещё только прогуливаю, а мать уже знает об этом. Хорошо, что хоть мысли в электронном дневнике не отражались.

Алекс Новиков: Иногда хорошо, что родители узнают о двойках! Меня перестали бить бить за двойки после визита к моим родителям классной руководительницы. Она обожала гнобить учеников и ставила двойки просто за то, что они ей не нравились. Цель - выжить как можно больше учеников из школы, и не пустить их в 9 класс (тогда 10 лет учились) и заставляла других учителей делать то же самое. Родители поняли цену моих двоек. В 9 классе после того, как занятия у нашей мегеры закончились, двоек и троек практически не стало. Такое тоже бывает!

Эрнест: Здравствуйте! Хороший рассказ! Он автобиографичен, хотя бы отчасти?

Duxe: Не все учителя добросовестно дневник заполняют. У нас поднимали такой вопрос на собраниях, теперь дважды в день обновляются данные и всех учителей обязали все выставлять сразу. Никакой романтики у детей

Roccoco: Дневник - твой документ! Мне так папа говорил в годы учебы. Не знаю, почему, но такое внушалось с детства. У меня дневник появился в третьем классе. До этого были только оценки в тетради . До сих пор помню записи родителям оттуда:" Не готова к уроку!" , " Вертелась на уроке!" , " Не слушает учителя в классе!" . Как-то у нас в те годы любили записать подобное , обратная связь прям с родителями, а на следующий день ещё и проверить видели они, расписаться требовалось в дневнике от родителей за это. Хитрости были разные, чтоб избежать лишних замечаний или плохих оценок. Забывчивостью страдали многие. Но со временем меня приучили подавать дневник и приходилось это делать, ибо в противном случае, выяснилось бы что-то, ещё больше влетело бы дома. После родительских собраний тоже иногда доставалось. Но нечасто. Оправдаться можно было попытаться, но обычно не получалось избежать порки. Только у меня не стул был, а диван или кушетка дома. А так очень похоже на моё детство.

Эрнест: Ой, действительно, хорошо, что хоть мысли в дневнике не отслеживаются, а то бы мне за них влетело! А сколько раз я мечтал эту школу разбомбить, взорвать, поджечь и т.д. И не только я, один парень у нас в классе тоже предложил поджечь школу и потренироваться в плане техники пожарной безопасности, предложение прозвучало прямо на уроке, когда нам об этом читали.Но это уже была не мысль, а высказанная идея-руководство к действию. Трудовик проводил эти занятия, он был учитель высокой категории, работал за рубежом. Знаете, что он сказал:-"Если у ваших родителей денег много, то можете поджигать школу-тренероваться".:)))) Но как позже, в университете говорил препод теории государства и права, мысль не наказуема, если конечно она не стала словом или действием.😊И всё же хорошо, что в дневник мысли не записываются.😁

Девушка из глубинки: Эрнест пишет: Он автобиографичен, хотя бы отчасти? Да, я же уже про это написала выше.

Sakh: Эрнест пишет: Трудовик Они такие :), в частности именно от трудовика в 6 кл я видел телесное наказание 2 одноклассников ... Проходили курс ТБ перед работой на деревообрабатывающих станках и кто не вызубрил необходимую инструкцию был публично порот (несколько ударов) указкой перед всем классом (мальчишками), нагнувшись над партой, понятно, штаны не снимали... После чего, было дано ещё 20 мин. на заучивание правил ТБ, и вместо хиханьки и хаханьки, наказанные учили и сдали необходимый минимум ... Никто не жаловался ни родителям, ни классному руководителю ...

Элла: Roccoco пишет: До сих пор помню записи родителям оттуда:" Не готова к уроку!" , " Вертелась на уроке!" , " Не слушает учителя в классе!" Ребёнку трудно неподвижно сидеть несколько часов. Для него естественно быть в движении. Да и парты у нас в школе были жёсткие. Всё-таки жестоко за это наказывать.

Сништ: Элла пишет: Ребёнку трудно неподвижно сидеть несколько часов. Это вообще-то и не требуется: есть же перемены.

Александр А: Сништ пишет: Это вообще-то и не требуется: есть же перемены. Извините что вмешиваюсь в вашу дискуссию,но перемена это перемена. А вот отсидеть урок 45 минут это конечно иногда бывало тяжко. Даже уже в старших классах. Особенно если расписание уроков составлено по дурному.Например первые два урока труда, потом физкультура ,а после русский и другие предметы. Вот сидишь и ждешь когда наконец, то это закончится особенно в субботу.

Сништ: Александр А пишет: Вот сидишь и ждешь когда наконец, то это закончится Я иногда просто "отключалась", если мне неинтересно становилось. Что и приводило к совершенно дурацким двойкам.

Александр А: Сништ пишет: Я иногда просто "отключалась", если мне неинтересно становилось. Что и приводило к совершенно дурацким двойкам. Да это вы верно сказали. Один раз мы с другом по глупости так и влетели. Была суббота шел последний урок, то ли литература или русский ,но было так тяжко сидеть и ждать звонка. И вот наконец долгожданный звонок раздался и мы громко сказали ну слава богу, наконец то закончился этот ... . Так классная вечером позвонила родителям и рассказала про это. Да выходные для нас были испорчены.

strict daddy: если честно я вообще не понимаю родителей которые наказывают своих детей за двойки.. Если допустим моя дочка получит тройку по алгебре (такого не бывает) -это будет моя тройка в первую очередь. Когда не было детей я сразу сказал супруге, наказывать за плохую учебу не буду не дано! если.. Но моя супруга сразу сказала ремнем по голяшкам буду бить если будут неуправляемые как ты . Дети умные,отличники- но характер еще тот.. характер моего академического образования # !Ладно хоть девки у меня , были бы мальчишки точно -кстати младшая в спортивную секцию хочет -именно в самбо просто мелкая пока первый класс ..

Sakh: strict daddy пишет: такое поколение у нас растет Отдать на самбо, самое то для девочки, потом меньше переживать будете если подростком какую-то мразь встретит не дай бог ... А на единоборствах если тренер нормальный в первую очередь учат послушанию и сдерживанию агрессии ...

strict daddy: Sakh если честно лень ходить потом полтарасика часа там сидеть.... Постарше станет пусть идет куда хочет Вот так с девками...я мальчишек хотел если честно )))Мне не повезло!!! Я хотел чтобы пацаны у меня были блин))))Почему так происходит в жизни сам не понимаю ... Но Но с другой стороны.. Когда я был вообще не женат мне было пофиг кто там ... будет.. ) ай...

Sakh: strict daddy пишет: полтарасика часа там сидеть. Может посмотреть что поближе? В шаговой доступности ... Тогда ребенок может и сам ходить



полная версия страницы