Форум » Обмен опытом » Правила правописания » Ответить

Правила правописания

Roccoco: История абсолютно реальная, вспомнилось после общения на сайте. Русский язык и литература в школе для меня были весьма неудобными и странными предметами. Будучи от природы домашней девочкой, довольно много читала книг ( как детской литературы , так и переодики - газет, журналов, тогда их многие выписывали) и никогда особо не имела проблемы с написанием диктантов или сочинений. То есть понимала примерно, как написать слова правильно, но при этом никогда не учила ( честно, иной раз пробовала, но не получилось) сами правила, которые в учебнике были обведены синей или красной рамочкой. Зачем их учить, думала, раз и так знаю, как пишется правильно? Ну, в большинстве случаев знаю или понимаю, помню, интуитивно чувствую... В тот день на уроке русского одна из самых мною нелюбимых учителей Ольга Владимировна вызвала к доске сделать, как мне казалось, для меня несложное задание. Смысл был в том, чтобы в ряде слов правильно поставить пропущенные буквы. Собственно, выбор букв был невелик - " с" или "з" ... речь шла о правописании приставок бес- и без- в словах типа " бескультурный" , " безграмотный" , " беспокойный" и прочих... На доске предлагалось написать эти слова грамотно, задание изначально не казалось сложным и услышав свою фамилию, под облегченный выдох класса, я отправилась к доске...Сама тоже в этот раз была уверена, что справлюсь с заданием, ну и довольно быстро под её диктовку распределила все пропущенные буквы, деловито, как и требовалось в задании , подчеркнув их мелом... - А теперь расскажи правило правописания буквы "с" или " з" с конце приставки... Вопрос подразумевался, конечно. Но как это объяснить? Если написала то правильно, но само правило не запомнила, да и не учила его, будучи уверенной, что и так напишу всё верно! Природная грамотность, чувство какое-то, начитанность всякой литературы...а как ей обьяснить то... Молчала в ступоре. Ольга Владимировна начала, как обычно , " давить" в своих лучших традициях... - Вот и обьясни, почему так написала! Конечно, там есть какое-то правило... Но формулировка его в моей голове отсутствует напрочь. Не помню, не знаю, не учила... Но так чувствую...и молчу. - Не можешь объяснить? Не учила? - Но я же всё правильно написала... - Правильно, но ты не знаешь правила! Может, ты просто угадала! - Нет, я так знаю... Я написала правильно слова.. - А почему они именно так пишутся? Учила правило?? - Я просто знаю ... Или помню... Опять неуверенная стою и мямлю, но ведь всё правильно! Под ложечкой начинает неприятно сосать. Появляется какое-то противное чувство, прилипает к мозгу и парализует волю и желание что-то объяснять и доказывать.. Тут просто правильно же и всё..ну какая разница, знаешь ли ты формулировки правил или нет, если пользуешься ими грамотно? Это всё про себя, мысли и оправдания мигом проносятся в голове... - Так ты учила правило или нет? Уже грозно, её тучная фигура поворачивается ко мне и мне не по себе уже . Глаза отвожу от неё, неприятно... Смотрю в пол, подбирая слова в ответ... Из оцепенения выводит стандартная фраза : - Твой дневник! Приношу и подаю ей, думая, что в любом случае за задание будет положительный балл... Толстая рука с золотыми кольцом на пальце размашисто и уверенно выводит " 2" ... - Правило надо учить , а как же ты хочешь... - Но ... Я же правильно написала... Голос немного дрожит и осекается, к горлу подкатывает ком от досады и вопиющей несправедливости... - А откуда я знаю, может ты случайно угадала! Несдержанность, вспыхнула в душе искрой отчаяния от несправедливой оценки. Не думаю, буркнув в ответ на такое ," сами не знаете..." А это уже она не прощает. Слышала тем более и посчитала старая " ах, огрызнулась ещё!" В дневнике , окромя "2" и её росписи , появляется ещё и краткая запись:" Не учит правила! Хамка!" Дома получаю свои 50 ... Ремнём... Попытка объяснить ситуацию папе не приводит ни к чему хорошему. Наученная предыдущим горьким опытом стараюсь гордо и молчаливо сопя переносить урок. В конце уже проявляю слабость и реву. Большая плакса... Но это же так несправедливо! Ведь всё правильно написала! За давностью лет ответа искать не видела смысла, но вспомнилось почему то. Извечный русский вопрос: Кто виноват? Что же делать? А вы бы как поступили. Всего доброго, ваша Roccoco

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Илья: Сништ пишет: у меня рука не успевает за мозгом Во. У меня старший был такой любитель - считать в уме. Но от тебя требуют в столбик и по действиям. Значит и пиши в столбик и по действиям! Сверишь потом. Вот это пренебрежение - оно до сих пор аукается. Вчера два балла получил за ведение тетради. Я глазам своим не поверил. А у них класс на карантине, математичка нескольким ученикам после урока велела прислать фото классной работы. Ну а кто же будет писать дома классную работу, зачем? Все в уме.

Сништ: Илья пишет: У меня старший был такой любитель - считать в уме. Но от тебя требуют в столбик и по действиям. Значит и пиши в столбик и по действиям! Сверишь потом. "Потом" мозг уже о другом думает, поэтому и описки при записи. Вы много людей знаете, способных в уме перемножать четырёхзначные числа, возводить в степени и извлекать корни? А я когда-то очень удивлялась тому, что не все могут то, что могу я: это же так просто и совсем неинтересно.

Илья: Сништ пишет: , способных в уме перемножать четырёхзначные числа, возводить в степени и извлекать корни? Это правда выдающиеся способности, так что учительница была права с факультативом и олимпиадами.


Сништ: Все правы: учительница, отец, муж. Только я неправа, что хотела и хочу быть собой, а не роботом, которого из меня хотели сделать. (сарказм)

Новикова Аня: Двойку за незнание правил считаю справедливой. Задавали учить? Извольте. Поленилась? Значит, такой результат. Потому что оценивается не только грамотность, но и трудолюбие, исполнительность. На месте учительницы стоило бы ставить две оценки: за задание - 5, за знание правил - 2. Надо ли в принципе учить правила - вопрос философский. Может, и не надо, если начитанность и врожденная грамотность. Но вопрос-то иначе поставлен был. Было _задано_выучить. Приказано. Такое требование. Порку за двойку не считаю справедливой категорически. Боже, какие-то правила, з/с, какая-то двойка! Из-за такой ерунды подвергать порке. Да спросить ребёнка, почему два, открыть учебник и зазубрить вместе с ним это правило и то быстрее, чем ремнём махать. А потом ещё записку учительнице написать: «Марьиванна, Roccoco выучила правило, спросите ее повторно, пожалуйста». Даже самая бестактная учительница, которая может позволить себе сказать: «Что? Небось, под ремнём учила?», все равно оценит исполнительность и трудолюбие на будущее.

Roccoco: Самое обидное, что в сути вопроса зачастую родители и не желали разбираться. Считая именно меня плохой, ленивой и глупой. А именно в этот случай ещё и дерзкой, что ответила грубо учителю. Хотя там просто буркнула под нос себе и всё. Хотя формально повод к наказанию был - правило не учила

Doomed_marine: Ой, народ, я «в восхищении». Я бы таких дам с «толстой рукой с золотыми кольцом на пальце» морально убивал. Ребёнка задавила до того, что он на ходу не смог сформулировать простейший принцип: глухая согласная перед глухой, звонкая перед звонкой. Правила она требует учить! А ничего, что в том же школьном учебнике русского языка тако-ое правило имеется, что пользующийся им, как раз в некоторых случаях вынужден ни много ни мало, как именно «угадывать». Это правописание «е» («ё») и «о» после шипящих в корне слова (спасибо доктору филогических наук, профессору Аркадию Владимировичу Лемову, у которого я в своё время учился; именно он обратил моё внимание на эту замечательную чушь). Правило После шипя-щих в корне слов пишет-ся бук-ва е (ё), если при изме-не-нии фор-мы сло-ва или в род-ствен-ном сло-ве «ё» чере-ду-ет-ся с «е». Посмотрим, как рабо-та-ет это орфо-гра-фи-че-ское правило. В корне сло-ва «жёр-нов» зву-чит под уда-ре-ни-ем глас-ный звук [о]: [ж о р н a ф] Чтобы выбрать бук-ву «ё» или «о», изме-ним фор-му это-го существительного: жёрнов — жерно-ва́ Как видим, мена «ё» с «е» про-изо-шла. Значит, выбе-рем напи-са-ние бук-вы «ё» в корне ана-ли-зи-ру-е-мо-го суще-стви-тель-но-го. Позвольте, а откуда мы знаем, что в слове «жерно-ва́» после «ж» буква «е», там звучит нечто среднее между [а] и [ы], и то же будет слышно, если произнести «жорно-ва́». Отсюда вывод: «угадывать» :-) , запоминать или подглядывать в орфографический словарь/смотреть в интернете. Что и требовалось доказать! Roccoco: Сочувствую! Когда я перешёл в другую школу, такая «мадам-литераторша» (русский уже не преподавался) в 9 – 10 классе меня довела до нервного срыва с повышением артериального давления до нехороших значений. Никто меня не бил, в нашей семье это не было принято, однако, мне хватило и её издевательств. Но я всё равно, во многом ей назло, пошёл позже учиться на филфак.

Doomed_marine: Народ, приношу извинения за столь криво написанный текст выше. При предпросмотре всё выглядело вполне прилично. Но вышла неувязка с регистрацией, он ушёл на премодерацию, а то бы я, конечно, исправил.

Sakh: Roccoco пишет: нормы по оформлению работы- не было отступа на сколько-то клеточек от края страницы. Это мы ещё не жили в этогу ЕГЭ и т п., где от оформления бланков многое зависит... А так, учитель правильно делала, прививала нормы оформления своей работы ...



полная версия страницы