Форум » Обмен опытом » Правила правописания » Ответить

Правила правописания

Roccoco: История абсолютно реальная, вспомнилось после общения на сайте. Русский язык и литература в школе для меня были весьма неудобными и странными предметами. Будучи от природы домашней девочкой, довольно много читала книг ( как детской литературы , так и переодики - газет, журналов, тогда их многие выписывали) и никогда особо не имела проблемы с написанием диктантов или сочинений. То есть понимала примерно, как написать слова правильно, но при этом никогда не учила ( честно, иной раз пробовала, но не получилось) сами правила, которые в учебнике были обведены синей или красной рамочкой. Зачем их учить, думала, раз и так знаю, как пишется правильно? Ну, в большинстве случаев знаю или понимаю, помню, интуитивно чувствую... В тот день на уроке русского одна из самых мною нелюбимых учителей Ольга Владимировна вызвала к доске сделать, как мне казалось, для меня несложное задание. Смысл был в том, чтобы в ряде слов правильно поставить пропущенные буквы. Собственно, выбор букв был невелик - " с" или "з" ... речь шла о правописании приставок бес- и без- в словах типа " бескультурный" , " безграмотный" , " беспокойный" и прочих... На доске предлагалось написать эти слова грамотно, задание изначально не казалось сложным и услышав свою фамилию, под облегченный выдох класса, я отправилась к доске...Сама тоже в этот раз была уверена, что справлюсь с заданием, ну и довольно быстро под её диктовку распределила все пропущенные буквы, деловито, как и требовалось в задании , подчеркнув их мелом... - А теперь расскажи правило правописания буквы "с" или " з" с конце приставки... Вопрос подразумевался, конечно. Но как это объяснить? Если написала то правильно, но само правило не запомнила, да и не учила его, будучи уверенной, что и так напишу всё верно! Природная грамотность, чувство какое-то, начитанность всякой литературы...а как ей обьяснить то... Молчала в ступоре. Ольга Владимировна начала, как обычно , " давить" в своих лучших традициях... - Вот и обьясни, почему так написала! Конечно, там есть какое-то правило... Но формулировка его в моей голове отсутствует напрочь. Не помню, не знаю, не учила... Но так чувствую...и молчу. - Не можешь объяснить? Не учила? - Но я же всё правильно написала... - Правильно, но ты не знаешь правила! Может, ты просто угадала! - Нет, я так знаю... Я написала правильно слова.. - А почему они именно так пишутся? Учила правило?? - Я просто знаю ... Или помню... Опять неуверенная стою и мямлю, но ведь всё правильно! Под ложечкой начинает неприятно сосать. Появляется какое-то противное чувство, прилипает к мозгу и парализует волю и желание что-то объяснять и доказывать.. Тут просто правильно же и всё..ну какая разница, знаешь ли ты формулировки правил или нет, если пользуешься ими грамотно? Это всё про себя, мысли и оправдания мигом проносятся в голове... - Так ты учила правило или нет? Уже грозно, её тучная фигура поворачивается ко мне и мне не по себе уже . Глаза отвожу от неё, неприятно... Смотрю в пол, подбирая слова в ответ... Из оцепенения выводит стандартная фраза : - Твой дневник! Приношу и подаю ей, думая, что в любом случае за задание будет положительный балл... Толстая рука с золотыми кольцом на пальце размашисто и уверенно выводит " 2" ... - Правило надо учить , а как же ты хочешь... - Но ... Я же правильно написала... Голос немного дрожит и осекается, к горлу подкатывает ком от досады и вопиющей несправедливости... - А откуда я знаю, может ты случайно угадала! Несдержанность, вспыхнула в душе искрой отчаяния от несправедливой оценки. Не думаю, буркнув в ответ на такое ," сами не знаете..." А это уже она не прощает. Слышала тем более и посчитала старая " ах, огрызнулась ещё!" В дневнике , окромя "2" и её росписи , появляется ещё и краткая запись:" Не учит правила! Хамка!" Дома получаю свои 50 ... Ремнём... Попытка объяснить ситуацию папе не приводит ни к чему хорошему. Наученная предыдущим горьким опытом стараюсь гордо и молчаливо сопя переносить урок. В конце уже проявляю слабость и реву. Большая плакса... Но это же так несправедливо! Ведь всё правильно написала! За давностью лет ответа искать не видела смысла, но вспомнилось почему то. Извечный русский вопрос: Кто виноват? Что же делать? А вы бы как поступили. Всего доброго, ваша Roccoco

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Sakh: Природная грамотность, развивается в т.ч. чтением, человек запоминает, то что читает, но зависит и от природных данных, зрительная память, двигательная память, рука сама пишет, так как она это же когда-то писала ... При проверке тетрадей у детей это брасается в глаза, особенно когда знаешь, что хозяин тетради правило не учил и устно ответить не смог ...

Илья: Обычно новое правило сначала долбится на уроке, потом задают на дом выучить, а потом уже к доске вызывают. Roccoco Урок, когда приставки проходили, Вы тоже проспали? Ремня!

Roccoco: Илья так долбили и проходили и на дом задавали, и ничего не просыпала , просто не запомнила, а написала верно.


Виктория: Врождённая грамотность существует! Чувство Слова. И умный учитель должен помогать развивать эту способность, а не гробить формальными требованиями.

Илья: Roccoco Потому что слова знакомые попались. А потом незнакомые попадутся и что? А на экзамене? Вот для таких, кто на уроке ничего не запоминает, и задают на дом УЧИТЬ! Не выучила? 2! Все правильно. И нечего оправдания искать. Неси ремень.

Илья: Виктория Врожденная грамотность отдельно, формальные требования отдельно. Одно другому никак не помешает и не угробит точно.

Roccoco: Виктория согласна! Но вот такие были тогда педагоги, это я ещё не писала про математичку, которая лепила тройки детям за работу в тетради, если не были соблюдены какие-то нормы по оформлению работы- не было отступа на сколько-то клеточек от края страницы... Это всё реально было! Говорили тогда, что воспитывали в детях аккуратность при дальнейшем заполнении документов по жизни...Тут мне особенно не на что было обижаться, так как с математикой было и так туго, а вот пару раз наблюдала растерянные лица отличников , получивших тройку только за то, что " вылезли за поля" . Современные дети , наверное, и не поймут сейчас, о чём тут речь. А были такие требования! Формализм и крючкотворство в духе того времени.

Roccoco: Илья вы рассуждаете ровно как учительница и мой отец. Единственное, что он так глубоко не зрил в суть проблемы. Зато оперативно реагировал на сигналы в дневнике... А учительница просто недолюбливала меня из-за тихого голоса с младших классов и из-за того, что стихотворения часто не учила. Потому что не могла запомнить, рука помнит как правильно написать, а головой не могу объяснить или зазубрить какие-то определения.

Виктория: Врожденная грамотность существует. Чувство Слова. И умный учитель будет помогать это чувство развивать и совершенствовать, не гнобя его формальными требованиями. Другое дело, что настоящих Педагогов у нас большой дефицит.

Илья: Вы удивитесь, но и сейчас к количеству клеточек отступа тоже есть требования. В начальной школе - это вообще самое главное. А современным детям без этого точно никуда - вылез за поля на ЕГЭ, и ответ не засчитан, гуляй в армейку.

Roccoco: Илья не знала, думала уже современные технологии везде, планшеты да айпады... Моя то школа была в суровых 80 х.

Roccoco: И всё равно считаю ту "2" несправедливой

Илья: Я в школе тоже не понимал, зачем учить правила и не учил. Вернее, я как раз на уроке во все въезжал, как надо, и задание выучить правило воспринимал, что нужно заучить дословно. А это считал уже лишним. То есть не доходило, что знать принцип, какую букву после какой писать - это и значит знать правило. А может быть и правда надо было заучивать дословно, но не помню случаев, чтобы именно ко мне с этим пристали. А если б пристали, то бекать-мекать своими словами, посчитал бы неверным, а дословно из рамочки не выдал бы. И вот помятуя об этом, я детей дрючу на точные формулировки. Хоть своими словами, но уметь отвечать четко.

Roccoco: Илья а я ничего не считала, просто не зазубривала это и всё, понимаешь как надо написать - правильно и достаточно. Зачем теоремы делать из русского языка, это же не математика и не физика.

Сништ: У меня с математикой похоже было: решала всё в уме - в начале пятого класса математичка чего только мне не предъявляла: подсмотрела ответы в учебнике, списала, "угадала", решала это раньше... Догадываюсь, что с ней на эту тему переговорила учительница начальных классов и объяснила, что она через такое тоже проходила, пока не убедилась в том, что у меня рука не успевает за мозгом, поэтому когда я начинаю расписывать решение, делаю порой нелепейшие описки. Математичка смирилась, но сделала мне подлянку из серии "хотели как лучше": внушила матери о моих незаурядных математических способностях, после чего меня записали к этой учительнице на математический факультатив, заставляли участвовать в олимпиадах. При всей моей не слишком большой любви к математике.



полная версия страницы